Преимущества и недостатки электронной формы декларирования
В случае, когда в установленный срок налогоплательщик не получил квитанцию о приеме отчетности и/или протокол входного контроля, он заявляет об этом в налоговый орган и/или оператору связи и при необходимости повторяет процедуру сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).
Согласно п. 6.13 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
Одним из преимуществ представления отчетности в электронном виде, как уже отмечалось, является возможность получения информационной выписки об исполнении налогоплательщиком налоговых обязательств перед бюджетом, для чего организация должна обратиться в налоговый орган по месту своего учета с соответствующим запросом.
Порядок направления запросов и получения информационных выписок соответствует порядку направления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций (п. 6.15 Методических рекомендаций). При этом подтверждение сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи не требуется (п. 5 гл. II Порядка).
Однако необходимо иметь в виду, что информационная выписка не является официальным документом, подтверждающим наличие или отсутствие задолженности по расчетам с бюджетом, предназначенным для представления в другие организации, а носит лишь ознакомительный характер. Для получения официальной справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам и уточнения расчетов с бюджетом налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган в установленном порядке (п. п. 7.1 - 7.3 Методических рекомендаций).
Необходимо помнить, что организация самостоятельно выбирает форму представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций: в электронном виде или на бумажном носителе. Поэтому в случае их получения на бумажных носителях налоговые органы не вправе требовать дополнительного представления отчетности в электронном виде. Данное разъяснение было дано, в частности, в Письме Минфина России от 29.09.2003 N 16-00-17/31, Письме УМНС России по г. Москве от 25.12.2003 N 11-11н/71480.
Арбитражные суды в этом вопросе также встают на сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2004 по делу N КА-А40/7239-04 указано, что НК РФ не обязывает налогоплательщиков направлять предусмотренные законодательством о налогах и сборах документы в электронной форме дополнительно к представленным документам на бумажном носителе.
Также налоговый орган не вправе возлагать на налогоплательщика обязанность представлять бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в дополнение к отчетности в электронном виде, направленной по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 гл. I Порядка, п. 3.1.3 Регламента)[15].
Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи рекомендована Федеральной налоговой службой и открывает качественно новый этап во взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов, обеспечивая надежный двусторонний информационный обмен между ними.