Преимущества и недостатки электронной формы декларирования
Возможность представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся.
По сравнению с бумажными носителями представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:
- экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;
- отсутствие дублирования документов. При представлении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;
- избежание ошибок в отчетности. Бухгалтерская и налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;
- получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;
- конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной бухгалтерской и налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;
- возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);
- автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
- возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;
- оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.
Представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде регулируется НК РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), Методическими рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705 (с изм., внесенными Приказом МНС России от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@) (далее - Методические рекомендации), Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 (далее - Регламент) (с изм. от 04.02.2004) и другими нормативно-правовыми актами ФНС России.