Преимущества и недостатки электронной формы декларирования
При приеме бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогоплательщика и заверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа (п. 11 гл. I Порядка, п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ, п. 3.3.2 Регламента). В соответствии с п. 3 гл. II Порядка квитанция направляется налоговым органом в адрес налогоплательщика в течение суток после ее отправки.
Вместе с тем по просьбе организации налоговый орган может распечатать налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную в электронном виде, и заверить ее в установленном порядке (п. 3.3.4 Регламента).
Кроме того, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.
После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику (п. п. 3.4.1, 3.4.2 Регламента).
В соответствии с п. 6.11 Методических рекомендаций формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.
Таким образом, в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (п. п. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций).
Если при проверке направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится несоответствие формату отчетности, организации направляется протокол, содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом (п. 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).