Антиинфляционная политика России
Поскольку новая модель экономического роста ориентируется на отраслевую диверсификацию, актуальной задачей является формирование денежного предложения путем банковского кредитования экономики и рефинансирования коммерческих банков Банком России. В официальных документах и социально-экономических прогнозах мало внимания уделяется роли кредита в развитии экономики и снижении темпа инфляции. Спрос на кредит растет. Но банковское кредитование производственных предприятий увеличивается медленно, так как мало платежеспособных заемщиков. Бурный рост потребительских кредитов обострил проблему их возврата, и встал вопрос о необходимости разработки закона о банкротстве физических лиц.
Что касается рефинансирования Банком России коммерческих банков как источника формирования ресурсов экономического роста, то в мировом сообществе оно осуществляется на рыночных условиях в форме переучета векселей, операций своп и на открытом рынке, которые постепенно развиваются. В мировой практике изменение ставки рефинансирования служит сигналом и ориентиром при принятии решений участниками рынка. В России передаточный механизм денежно-кредитной политики, в частности ставка рефинансирования, слабо воздействует на экономику. В апреле 2008 года она составила 10,5%.
В-третьих, с формированием денежного предложения связана проблема монетизации экономики, которая благодаря росту денежного агрегата М2 повысилась с 12% в 1999 г. до 28% в 2005 г., несмотря на увеличение ВВП. Для реализации новой модели экономического роста, в стратегии инновационного развития прогнозируется повышение этого коэффициента до 34 - 39% в 2009 г. Это ниже, чем в США, Китае, Индии и других странах. Но практически уровень монетизации российской экономики выше, чем рассчитанный по агрегату М2, учитывая наличие в обращении не только центральных, но и частных денег, а также иностранных валют.
Для снижения темпа инфляции крайне важна ориентация на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит укрепление бюджета, превращение его в бюджет развития. Прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Острой проблемой остается зависимость состояния бюджета России от деятельности экспортно-ориентированных отраслей ТЭК и от мировой рыночной конъюнктуры.
Регулирование финансовых факторов инфляции распространяется на налоги. В результате реформы налоговой системы снизилась налоговая нагрузка (включая таможенные платежи) до более низкого уровня, чем в других странах, осуществляющих переход к рыночной экономике. Прогнозируется ее снижение до 33,7% в 2009 г. С этой целью с 2007 г. вводится заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного экспортерами по материальным ресурсам. Вопреки ожиданиям участников рыночной экономики предполагается сохранение действующей ставки НДС до 2009 года.
Предусматривается дальнейшая реформа акцизного налогообложения, ежегодная индексация специфических ставок с учетом прогнозируемого темпа инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты и сигареты). Предполагается индексация на нефтепродукты с учетом роста инфляции в 2008 г., на сигареты на 30% в 2007 г.и на 20% ежегодно в 2008 - 2009 годах.
Для нейтрализации роста цен важно введение с 2007 г. по налогу на прибыль вычета убытков из налоговой базы текущего года.
Назрела необходимость четче определить регламент о налоговых проверках, учитывая нарекания налогоплательщиков на чрезмерный объем требуемых документов, отсутствие инструкций по их заполнению, нереальные сроки их представления, невозможность представить возражения по результатам проверок до суда. Для увеличения доходов бюджета, снижения использования схем ухода от налогов важно обеспечить равноправие налогоплательщиков без преференций. "Эффект" ЮКОСа проявился в добровольном представлении уточненных деклараций, выплате дополнительных налогов и сборов рядом нефтяных и других компаний.