Антиинфляционная политика России
Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, потому что подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий- монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Большинство развитых стран добились ее существенного снижения (в ЕС до 2,2%, в США - 3,4% в 2005 г.).
Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005г.). Этому способствует улучшение макроэкономических показателей, хотя темп роста замедлялся, несмотря на благоприятную конъюнктуру мировых цен на нефть.
Прогнозировалось снижение темпа инфляции до 6,5 - 8% в 2007 г.; 4,5 - 6% в 2009 г. В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007 - 2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности. В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. В дополнение к данному комплексу антиинфляционных мер, направленных на решение наиболее актуальных проблем, целесообразно разработать на основе системного подхода долгосрочную комплексную программу снижения инфляции с учетом ее многофакторности и особенностей в России.
В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы с 16% в 2005 г. до 6 - 8% в 2007 г. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные меры воздействия на ценообразование - самое трудное направления регулирования инфляции.
В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса). Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро (в любом направлении вопреки логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания (нередко подогреваемые некоторыми политиками и СМИ).