Инвестиционный климат и инвестиционная политика в России
- введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
- освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
- введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.[6]
В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионолизация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.[2]
Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:
1. улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2. развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3. развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
4. проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5. введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
Активизации инвестиционного процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования, участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.[1]
Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.
Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.[6]