Инвестиционный климат и инвестиционная политика в России
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.[1]
Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:
- масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;
- начавшийся экономический рост;
- сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
- осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;
- дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность производства, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импорто-замещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.[6]
Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.
Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.[2]
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.[7]
Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может быть создано в составе Российского банка развития. Банк развития, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству, является специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:
- отмена действующего ограничения (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставления инвестиционного налогового кредита на платной, возвратной и конкурсной основе части прибыли, освобождаемой от налогообложения;