Основные подходы к оценке эффективности факторинговой сделки
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме. Вид факторинговой сделки можно представить на схеме 1[18].
Схема 1 - Вид факторинговой сделки
1) поставка товара на условиях отсрочки платежа;
2) уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору);
3) финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки;
4) оплата за поставленный товар;
5) выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.
Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа (Филипчук О.М.- специалист Бизнес-направления факторингового обслуживания).
Стандартный путь производства состоит из следующих этапов: закупка материалов - производство - продажа продукции. Закупка материалов может происходить с отсрочкой платежа продавцу, а продажа продукции может происходить с отсрочкой платежа покупателем. Оборотные средства необходимы на производство во временной разнице между оплатой материалов и оплатой готовой продукции. В структуру цены закладывается восполнение оборотных средств, и у стабильно работающего предприятия может отсутствовать потребность в финансировании текущей деятельности. Баланс нарушается, когда:
– рынок диктует более низкую цену и полученных средств не хватает для пополнения оборотных;
– рынок диктует большую рассрочку платежа;
– оборотные средства выводятся на инвестиционную деятельность.
В этом случае факторинг является одним из возможных инструментов пополнения оборотных средств. Другой вариант - использование факторинга для увеличения дохода и прибыли. Это может достигаться: путем снижения цены закупки материалов и увеличением оборота через предложение покупателям более выгодных условий. Эта услуга наиболее интересна для предприятий, производящих экспансию на рынок и желающих увеличить на нем свою долю.
Использование факторинга позволяет компаниям:
– повысить ликвидность дебиторской задолженности;
– ликвидировать кассовые разрывы;
– застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям;
– развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;
– расширить свою долю на рынке.
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.
Анализируя рынок факторинга в 27 странах Евросоюза (далее ЕС), следует отметить, что данная услуга появилась, в среднем, 25 лет назад (год первой проведения первой факторинговой операции в среднем по рынку стран ЕС- 1983). «Старейшие» страны, начавшие осуществлять факторинговые операции- Германия и Финляндия (1959). Последняя из стран ЕС, вышедшая на данный рынок- Мальта (2006). Рынок пережил 2 основные «волны» развития факторинга. В 60-е гг. на рынок вышли крупнейшие европейские страны, а в 90-е гг. к ним присоединились страны - новые члены ЕС. Общее количество Факторов в странах ЕС в 2006 году составило 316. Страны-лидеры по числу факторинговых компаний: