Основные подходы к оценке эффективности факторинговой сделки
Одним из главных достоинств факторинга является то, что поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора оплату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем. При этом – в большинстве случаев поставщика не беспокоит то, что покупатель может по каким-либо причинам задержать оплату или вообще не исполнить свое обязательство. Кроме того, используя факторинг, поставщик может избежать некоторых достаточно больших расходов, связанных с взысканием платы с покупателя, ведением учета по экспортным операциям, проведением маркетинга, определением стратегии развития предприятия и освоением рынков сбыта продукции.
У предприятия при наличии дебиторской задолженности есть возможность продать ее (или, выражаясь точнее, уступить право требования) банку. Таким образом, избавившись от дебиторской задолженности, предприятие получает «живые» деньги, правда, с дисконтом. Например, если предприятие по договору факторинга уступит банку право требования в сумме 10 млн. бел. руб., то банк выплачивает предприятию сумму, не превышающую эти 10 млн. бел. руб.
Целью проведения факторинговой операции является эффективное вложение денежных средств.
При оценке эффективности работы по факторингу нужно принимать во внимание следующие факторы:
экономия на риск-менеджменте. Факторинговая компания (банк) обладает ресурсами для оценки надежности (кредитоспособности) покупателей продукции предприятия. Исходя из этой информации на каждого покупателя индивидуально выставляет лимиты.
фактор (банк) берет на себя всю работу по мониторингу покупателей, т.е. следит за своевременностью оплаты по полученным товарам, в случае просрочек начинает с ними работать. Если факторинг безрегрессный, то в случае неоплаты дебитором товарного кредита, долг на компанию не переводит, т.е. кредитный риск берет на себя(следует отметить, что, как правило, белорусские банки заключают договоры факторинга с правом регресса и принимают поручительство кредитора за должника).
факторинг предоставляется на платной основе. Банк (фактор) получает вознаграждение (плату) в виде дисконта (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору).
Правила о факторинге предусматривают, что фактор вправе потребовать от кредитора дополнительного обеспечения исполнения обязательств по договору факторинга предусмотренными законодательством Республики Беларусь способами. В случае, когда у кредитора стабильные денежные потоки, положительная деловая репутация, когда финансовое состояние и способность своевременно исполнить свои денежные обязательства перед банком не вызывают у последнего сомнений, банк может предоставить факторинг без требования обеспечения либо с требованием частичного обеспечения [18].
В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе самого поставщика. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики ежедневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.