Формы и инструменты государственного кредита
Секьюритизированная форма заимствований имеет также свои преимущества: значительно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др.
В настоящее время в мире доля несекьюритизированной формы заимствований в совокупном объеме суверенных долгов сокращается. Кредиты в наибольшей степени характерны для менее развитых стран мира и их финансовых рынков.
Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.
Заимствования в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям в федеральном и субфедеральном (местном) бюджетах по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга формируется резерв. В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год утверждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и иностранной валюте.
Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Как правило, по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты. Пропорция между внутренним и внешним долгами является важной характеристикой, влияющей на эффективность государственных заимствований. В начале XXI в. по миру в целом (в систему мировой суверенной задолженности входило более 200 стран) соотношение между внешней и внутренней задолженностями составляло 6 и 94%, в США — 4 и 96%. У развивающихся стран ситуация принципиально другая: в Мексике — 40 и 60%, в России - 64 и 36%.
Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, программ, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, т.е. связанных с «проеданием» заемных средств, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет.
Критериями классификации внутренних ценных бумаг являются следующие: 1) наличие или отсутствие ограничения на свободное обращение ценных бумаг на рынке (рыночные и нерыночные); 2) вид ценных бумаг; 3) срок обращения; 4) другие важные характеристики, связанные с налогообложением, условиями погашения, формой дохода и др.
Для внешних ценных бумаг важны два основных критерия: 1) перечень потенциальных инвесторов, валюта номинирования (иностранные ценные бумаги и евробумаги); 2) срок обращения (казначейские векселя, ноты, облигации).
Существенной особенностью государственных ценных бумаг является сочетание в них, с одной стороны, всех необходимых свойств, присущих фондовым инструментам, т.е. ценным бумагам, а с другой стороны, финансового инструмента, используемого государством для макроэкономического регулирования денежно-кредитной системы страны.
Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг служат источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмиссией, что является весьма важным в условиях развивающегося рынка и нестабильной экономики. Впоследствии кредиты могут быть секьюритизированы, т.е. кредитные договоры или соглашения могут быть заменены на ценные бумаги реципиента, что в современных условиях развития мирового финансового рынка можно расценивать как форму реструктуризации долга, т.е. инструмента управления существующим долгом.
Государственный заем как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и размещения различных государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги следует подразделять на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные
бумаги имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Государство использует их для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств. Нерыночные бумаги
на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.
Классификация государственных ценных бумаг