Формы и инструменты государственного кредита
В результате государственного кредитования страны образуется государственный долг, который характеризует экономические отношения, возникающие в связи с использованием заемных ресурсов. Долг (англ. debt — долг, задолженность) — сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату. Западная теория классифицирует задолженность, основываясь на противопоставлении так называемой общественной задолженности. В общественную задолженность включаются все виды задолженности, имеющиеся или могущие возникнуть в будущем, должником по которым выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный с государственной властью различных уровней. Этот термин адекватен термину «государственный и муниципальный долг».
Принято классифицировать совокупный долг (суммарный долг в рамках народного хозяйства) на следующие составляющие: государственный долг (долг центрального правительства); муниципальный долг (долг субъектов местной власти); долг нефинансовых организаций; долг финансового сектора (финансовых организаций). Государственный и муниципальный долг в практике развитых стран является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйства.
Общественный долг принято делить на собственно государственный долг, или суверенный долг, а также долг органов государственной власти более низкого уровня — муниципальный долг, который представляет собой долг муниципалитетов, т.е. органов местного самоуправления.
В экономической литературе принято классифицировать цели государственных и муниципальных заимствований на следующие три группы:
фискальные цели, т.е. цели распределения дохода;
экономическая стабилизация и экономическое стимулирование;
оптимизация распределения общественных ресурсов.
Конкретной реализации этих целей способствуют заимствования на финансовом рынке для финансирования текущего бюджетного дефицита, погашения ранее размещенных займов, сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей, обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами, финансирования целевых государственных инвестиционных и социально-экономических программ, влияния на конъюнктуру финансового рынка, поддержки социальной сферы и т.д.
Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в виде государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Возможное негативное влияние госдолга на объем национального производства в определенной степени уравновешивается социально-экономическими преимуществами, полученными в результате эффективного размещения государственных средств.
Государственные расходы не всегда могут способствовать экономическому росту. Примером этого являются процентные выплаты по внешнему долгу, снижающие величину национального дохода. В этом случае долг действительно ограничивает возможные темпы роста экономики. С целью прогнозирования объемов внешнего долга Мировым банком в начале 1990-х гг. была разработана модель RMSM-X (Пересмотренная минимальная стандартная модель — расширенный вариант). Она позволяет прогнозировать развитие стран, пользующихся займами Мирового банка, их потребности во внешних заимствованиях и возможности обслуживания внешнего долга. Расчеты включают основные макроэкономические показатели страны (ВВП, потребление, инвестиции) и ее платежного баланса (экспорт и импорт ресурсов), а также другие параметры экономической активности разных секторов экономики.
Для определения на практике оптимальности размера долга используется широкий набор показателей: ВВП, доходы бюджета, в том числе налоги, объем экспорта товаров и услуг, валютные (или золотовалютные) резервы государства, уровень монетизации экономики. Для оценки обеспеченности государственного внешнего долга используются соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг, соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.
Государственный кредит функционирует в двух формах: кредита (несекьюритизированная форма) и займа путем эмиссии долговых ценных бумаг (секьюритизированная форма). Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, а заем связан с механизмом фондового рынка, когда правительство выпускает ценные бумаги, а инвесторы их покупают, финансируя расходы государства — эмитента ценных бумаг.
Особенностью несекьюритизированной формы заимствований является то, что на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же лицо или государство-кредитор. Основным преимуществом является относительная безопасность заемщика, его защищенность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. Вместе с тем это преимущество порождает недостаток, состоящий в ограничении возможности реструктуризации такой формы задолженности.