Роль золота как инструмент управления финансовым риском
Стратегической задачей экономики России является удвоение ВВП в течение ближайшего десятилетия. Для решения этой задачи должны быть одновременно задействованы два механизма: стимулирование предложения со стороны российских производителей и стимулирование спроса на товары отечественного производства. [142]
Важнейшей составляющей совокупного спроса является потребительский спрос на товары и услуги со стороны домашних хозяйств.
Парадокс современной российской экономики состоит в том, что значительная часть дополнительных доходов от высоких цен на экспортируемое сырье и энергоносители идет не на инвестиции, а на потребление. В современной России 8 крупнейших финансово-промышленных групп обеспечивают 30% экспорта, при этом в них работают всего 1,6% трудоспособного населения. Поэтому доходы населения и потребительский спрос очень неравномерны и в значительной степени определяются узкой прослойкой достаточно богатых людей. А потребительский спрос этой категории населения ориентирован, в основном, на дорогие импортные товары и совершенно не стимулирует внутреннее производство. [143]
Поэтому реальным источником роста экономики России может стать только стимулирование массового потребительского спроса среднего класса, который и является основным потребителем товаров отечественного производства.
А мощнейшим инструментом стимулирования потребительского спроса является потребительское кредитование. Особенно важно, что кредитование расширяет потребительскую активность лиц, располагающих относительно небольшими доходами. [144]
При определении потребительского и платежеспособного потенциала и границ "средних классов" в России как целевой группы, наиболее кредитоспособной при потребительском кредитовании, можно сделать вывод, что около 21% семей России по признакам материального положения можно отнести к уровню "среднего класса". Более 46% семей соответствуют уровню ниже среднего класса, но примерно две трети из них могут войти в группу "среднего класса".
К "низшему слою" социологи относят примерно 32% семей, вероятность их роста до уровня "среднего класса" крайне мала. Уровень выше "среднего класса" имеют примерно 1% семей. [145]
Такая стратификация российского общества накладывает особенности на организацию потребительского кредитования в российских банках. Подавляющая часть банков определила в качестве основного направления кредитование представителей именно "среднего класса", т.е. широкого круга клиентов. [146]
Потребительское кредитование с каждым годом занимает все более весомую долю в активах российских банков. Если к концу 2001 года объем кредитов, предоставленных физическим лицам всем российским банковским сектором, составлял 95 млрд. рублей, что соответствовало 3% активов, к концу 2006 года объем составил 460 млрд. рублей, удельный вес в совокупных активах золотовалютного сектора превысит 6%. [147]
Такой бурный рост золотовалютного кредитования физических лиц уже сегодня оказывает существенное влияние на объем и структуру потребительского спроса населения. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что примерно каждый шестой респондент называет возможность получения кредита в качестве благоприятствующего фактора для крупных покупок.
Банковский сектор - один из самых информационно насыщенных сегментов российской экономики. Растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на рынке потребительского кредитования заставляет банки искать более эффективные пути управления кредитным риском. [148]
Банкам приходится соблюдать баланс между несколькими противоречивыми бизнес-требованиями. Потребители кредитных продуктов хотят быстрого принятия решений. В свою очередь банки, расширяя объемы своего бизнеса, заинтересованы в минимизации риска и издержек на адекватную и быструю оценку кредитных рисков частных клиентов.