Проблемы развития золотодобывающей промышленности
Предполагалось, что следующий аукцион по выдаче лицензии на право разработки Талаканского месторождения пройдет во втором квартале 2004 года. На участие в аукционе подали заявки 10 нефтяных компаний: Total RRR, ОАО "Сибнефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Тюменская нефтяная компания", ОАО НК "Роснефть", ОАО "Самаранефтегаз", ООО "Восточно-Сибирская сервисная компания", ОАО "Газпром, "ЗАО "Дальинкомнефть", ЗАО "Севморнефтегаз" (контролируется компаниями ОАО НК "Роснефть" и ОАО "Газпром").
Однако, получив временную лицензию, ОАО "Сургутнефтегаз" подал иск в Арбитражный суд Якутии, настаивая на том, что по результатам тендера, прошедшего в 2001 г., компания имеет право на получение постоянной лицензии, как компания, занявшая второе место. И теперь всё зависело от решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Ситуация требовала от Василия Николаевича разрешения и обоснования следующих альтернатив решения:
1) Насколько правильным было решение Парламента Республики Саха (Якутия) о требовании полной оплаты в региональный бюджет региона по обязательствам тендера от ОАО "Саханефтегаз" и последующее аннулирование тендера?
2) Предоставлять ли ОАО "Сургутнефтегазу" постоянную лицензию на разработку месторождения? Насколько адекватной является сумма предполагаемой сделки в данном случае?
3) Следует ли принять решение об аннулировании результатов тендера и проведении нового конкурса.
В этой связи необходимо учитывать следующий важный факт. С момента проведения тендера изменились условия экономической и правовой среды недропользования в России. Изменения коснулись и распределения лицензионных платежей по бюджетам (федеральному и региональному) относительно стратегически важных месторождений. Первоначальные пропорции распределения по бюджетам составляли 40: 60 соответственно. А на сегодняшний момент: 100: 0. То есть, при условии проведения нового конкурса вся сумма платежей за выдачу лицензии направляется в федеральный бюджет. При этом затраты на геологоразведку регионального бюджета не возмещаются. См. таблицу №1.
Таблица № 1. Сводная таблица сумм выплат в федеральный и региональный бюджеты при выборе победителя тендера (2001 г) или решение об его аннулировании и проведении нового конкурса (2004 г) на освоение Талаканского месторождения, млн. $
Варианты решения |
Участники / Уровни бюджетов |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Сумма выплат |
Распределение по бюджетам на 2001 г.,% |
40 |
60 | ||
1.1 |
ОАО "Саханефтегаз" |
200 |
(301) |
501 |
1.2 |
ОАО "Сургутнефтегаз" |
24,4 |
36,6 |
61 |
Распределение по бюджетам на 2004 г.,% |
100 |
0 | ||
2 |
Проведение нового конкурса в 2004г. |
³ 200[40] |
0 |
³ 200 |
В данном случае задача состоит из решения следующих вопросов:
расчёт затрат, понесённых каждой из сторон из средств федерального и регионального бюджетов;
расчёт потенциальных выгод каждого из возможных вариантов решения.
Общие условия федеральным собственником определялись следующим образом. Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования.