Экономическая сущность прибыли и ее роль в экономике
Абсолютная общественная прибыль есть результат реализации абсолютной прибавочной стоимости. Абсолютная прибавочная стоимость, а значит и абсолютная прибыль образуются на первом и втором уровне управления экономикой, но выявляются только по результатам деятельности третьего уровня управления.
Это очень хорошо понимал Д.Кейнс, когда писал: "Древний Египет был вдвойне счастлив и, несомненно, был обязан своим сказочным богатством тому, что он располагал двумя такими видами деятельности, как сооружение пирамид и добыча благородных металлов, плоды этой деятельности не могли непосредственно удовлетворить нужды человека и не использовались для потребления, а следовательно, и по мере увеличения изобилия они не утрачивали своей ценности. В средние века строили соборы и служили панихиды".
Правда, полученная в результате реализации абсолютной прибавочной стоимости абсолютная прибыль может быть использована не только для обеспечения экономической деятельности потребителей других сфер общественного труда, но и для развития самой сферы воспроизводства, например, для создания новых промышленных отраслей, где в качестве такой отрасли выступает новая производственная ступень, проинвестированная производителями второго уровня в виде четвертой ступени производства с выделением этой отрасли части абсолютной прибыли.
Таким образом, абсолютная прибавочная стоимость может являться и источником инвестиций для развития самой сферы общественного воспроизводства. Но может случиться и так, что часть абсолютной прибыли производителями второго уровня, у которых она собирается, будет перераспределена в виде заработной платы, путем соответствующего увеличения ее выше среднего уровня. Такие действия производителя второго уровня в определенных пределах правомерны, т.к. стимулируют повышение производительности труда путем использования информационных методов.
Прибыль как финансовый результат работы предприятия представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений (см. рис.1.1. и 1.2.).
Рис. 1.1. График безубыточности
Предприятие функционирует в среде огромной конкуренции, следовательно, чтобы эффективно работать в предстоящих периодах, необходимо внедрить стратегии увеличения прибыли и рентабельности путем более эффективного использования производственных мощностей и капитала, и повышения качества продукции при минимальных издержках производства и обращения.
Рис. 1.2. Объем продаж, издержки, розничная цена и прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.