Экономическая сущность прибыли и ее роль в экономике
Прибыль – чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. Формирование прибыли в условиях рынка имеет первостепенное значение для определения налогооблагаемых сумм доходов[1].
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности ее получения ограничены, во–первых, издержками производства и, во–вторых, спросом на произведенную продукцию.
Существует много определений прибыли. Экономисты рассматривают ее величину, как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками – как внешними, так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя)[2].
Понятие прибыли – это пожалуй самое сложное понятие в экономической науке. В современных учебниках Запада по рыночной экономике понятие "прибыль" трактуется просто как разница между доходом товаропроизводителей и издержками производства без анализа ее сущности и происхождения.
Марксистское понятие прибыли вело к разделению общества на "трудящихся" и "эксплуататоров", ибо прибыль можно было получить только путем эксплуатации рабочего класса. Именно поэтому понятие "прибыль" было исключено из политической экономии социализма, т.к. в социалистическом обществе не было эксплуататоров, а значит и прибыли.
Только информационная теория стоимости позволила определить сущность прибавочной стоимости, на которой основаны общественные возможности по созданию прибавочного продукта.
Именно реализованные в процессе труда возможности по изготовлению прибавочного продукта и составляют общественную прибыль.
Общая прибыль, получаемая в процессе общественного труда, складывается из двух компонентов – абсолютной общественной прибыли и относительной общественной прибыли, т.е.
Проб = Пр аб + Пр отн. (1.1)
Относительная прибыль (Пр отн) как прибавочный продукт, полученный от реализации относительной прибавочной стоимости, распределяется в процессе обмена продуктами труда посредством заработной платы между участниками процесса общественного труда в сфере воспроизводства.
Реализация прибавочной стоимости в отраслях производства средств производства, обеспечивая развитие экономики, не дает общественной прибыли. Все это в свою очередь означает, что товарная экономика ориентирована на потребителя и ее развитие определяется уровнем потребления товаров.
А.Смит дал превосходное описание модели управления экономикой на третьем уровне (в отличии от К.Маркса с его некорректной формулой Т–Д–Т). А.Смит писал: "Великое колесо обращения вообще отлично от товаров, обращающихся посредством его. Доход общества вообще состоит в этих товарах, а не в колесе, при помощи которого они обращаются".
И он был прав в том смысле, что в этом "колесе" управления потоком товаров заработная плата, прибыль и рента имеют одну и ту же природу и в этом смысле выступают на равных правах в "Великом колесе обращения". Он только не учел временной последовательности появления этих экономических категорий, их взаимную трансформацию.
Как рента, так и прибыль, – это всего лишь трансформированная часть заработной платы, той ее части, которая накапливается в такте накопления производителями второго уровня. Но и рента и прибыль существуют только в такте накопления, и на последующих тактах обращения они исчезаю, трансформируясь опять в заработную плату.