Практика налогового контроля в зарубежных странах
- снизить количество налоговых правонарушений;
- создать информационные ресурсы для накопления данных о налоговых нарушениях и их использования в последующем.
Кроме того, внедрение новых информационных технологий способствует экономии финансовых и временных затрат в налоговом процессе.
В странах с развитым налоговым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.
Обратимся к опыту Австралии. Все организации регистрируются через веб-сайт электронным бесконтактным методом, что занимает один рабочий день. Также показательным является состав работников налоговых органов Австралии - 20% от всех работников налоговых инспекций составляют ИТ-специалисты.
Активная работа ведется по внедрению в сознание налогоплательщиков необходимости работы с программными продуктами. Использование магнитных носителей при сдаче налоговых деклараций в налоговые органы является временной мерой, конечной целью которой является сдача налоговых деклараций в электронном виде через Интернет.
В обеспечение налогового контроля в отношениях налогоплательщика и налоговых органов немаловажна роль специализированных фирм - налоговых агентов, которые занимаются подготовкой налоговых деклараций. Все страны пытаются создать для них льготные условия, проводят государственную политику, поддерживающую данную технологию учета налогов (когда плательщикам выгодно обратиться к налоговому агенту и налоговым агентам выгодно осуществлять свой бизнес). В США одна из наиболее крупных компаний, выполняющих услуги налогового агента, насчитывает по стране более 26 тысяч пунктов по консультированию налогоплательщиков и оказания услуг содействия в заполнении налоговых декларации. В Австралии услугами налоговых агентов пользуются 75% налогоплательщиков.
Многие из аспектов усиления налогового контроля, активно используемых зарубежными странами, рассматривались и рассматриваются российскими научными кругами. При этом главной задачей является глубокий анализ практики применения, выявление преимуществ и недостатков, разработка модели внедрения зарубежного опыта в отечественную налоговую систему. Необходимо понимать, что использование иностранных инструментов налогового контроля на практике без учета российской специфики может как улучшить систему налогового контроля, так и произвести нейтральный эффект, а в худшем случае - привести к усилению существующих проблем налогового контроля.
Подводя итог третьей главы, мы видим, что наличие налога на добавленную стоимость – это обязательное условие для страны, которая собирается стать членом ЕС. При этом функция НДС в разных странах одинаковы, что в странах ЕС, что в Российской Федерации. Даже ставка и доля в бюджете находятся на одном уровне.
Однако, что касается налога на недвижимое имущество, то между зарубежными налоговыми системами и налоговой системой Российской Федерации, большое различие. Использование рыночной стоимости объекта принесет больше дохода в бюджет, и будет более справедливым, нежели использование капитальной стоимости. Так же, положительным моментом зарубежных налоговых систем является продуманное использование льгот на недвижимое имущество.
Применение практики банкротства муниципалитетов, так же является отличием зарубежных систем, от российской системы. Использование опыта банкротства муниципалитетов российскими налоговыми органами, позволит «избавиться от мертвого груза», который «вытягивает» средства из бюджета.
Методы налогового контроля зарубежных стран, можно смело назвать универсальными, и использовать его для совершенствования налогового контроля в России. Необходимо взять на «вооружение» налоговым органам России, следующие направления развития контроля: