Практика налогового контроля в зарубежных странах
Примечательна система налоговых соглашений в Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией до заключения сделки, во время и после ее совершения, при этом главное условие - подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета. Налоговые власти выдают решения двух видов:
а) налоговые решения по соглашению - в этом случае это решение обязывает обе стороны (налоговый орган и налогоплательщика);
б) налоговое решение без соглашения - в этом случае налогоплательщик не обязан обращать на него внимание и может его оспорить в суде.
В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, высказанные налоговой администрацией, становятся обязательными для нее, но при этом не накладывают ограничений на суд.
Заключение соглашений об исполнении обязательств или соглашений комплаенс-контроля, действующих в Нидерландах, предполагает в первую очередь построение взаимовыгодных отношений между налогоплательщиком и налоговым органом. При наличии определенного налогового риска предприятие обязано обратиться к налоговой службе, а инспектор обязан дать свое мнение по данной ситуации в течение определенного срока.
В Великобритании с 2004 г. действует порядок, в соответствии с которым бухгалтеры и налоговые консультанты должны заблаговременно направлять в налоговую и таможенную службы новые схемы организации бизнеса.
При рассмотрении налоговых соглашений к их преимуществам можно отнести ясность ситуации для налогоплательщика и гарантированность отсутствия непредвиденных налоговых рисков. Так, подписание налогового соглашения исключает применение в будущем к налогоплательщику не только налоговых санкций, но и взимание самого налога, а также избавит стороны налоговых правоотношений от дорогостоящих и длительных судебных процедур.
Таким образом, заключение налоговых соглашений можно рассматривать как своего рода гарантию в отношениях налогоплательщика и государства, а их отсутствие может превратить налоговый контроль в орудие произвола и рычаг давления на добросовестного налогоплательщика.
Безусловно, российским налоговым органам при введении института предварительного налогового регулирования придется разрабатывать собственный механизм реализации указанной формы налогового контроля.
Если налоговым органам совместно с налогоплательщиком удастся построить процедуру заключения налоговых соглашений конструктивно, то это может послужить толчком к эффективному обмену информацией и более глубокому пониманию налоговыми органами экономической составляющей деятельности компании, что, безусловно, является преимуществом.
Информация об условиях заключенных соглашений, распространенных схемах налоговой минимизации будет доступна при последующих мероприятиях налогового контроля, в связи с чем, институт налоговых соглашений может стать для налоговых органов одним из механизмов по борьбе с налоговыми правонарушениями. Однако существенным недостатком является опасность роста коррупции, поскольку решения, как показал анализ, чаще всего принимаются индивидуально.
Отдельным направлением повышения эффективности налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства.
Партнерами итальянских налоговых органов в обмене информацией являются:
- торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;