Несоответствие расходов физических лиц и их доходов
4. Отсутствие эффективных мер налогового воздействия на налогоплательщика за непредставление ими специальной налоговой декларации, представление недостоверных сведений, заявленных в декларации, отсутствие законных оснований для проверки лиц, предоставивших налогоплательщику денежные средства на приобретение имущества, подлежащего налоговому контролю.
5. Отсутствие права у налоговых органов привлекать физическое лицо к ответственности в случае несоответствия произведенных расходов полученным доходам.
6. Недостаточные меры воздействия на лиц, обязанных представлять сведения о сделках налоговым органам, за непредставление информации или ее искажение.
7. Отсутствие необходимого информационного и оперативного взаимодействия государственных органов финансового контроля (ФНС России, ФТС России, МВД России, Росфинмониторинга, прокуратуры РФ, Следственного комитета при прокуратуре РФ и др.), а также специализированных подразделений в самой налоговой службе[46].
Таким образом, надо признать, что эффективность системы контроля за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам, действовавшей в период 2000 - 2003 гг., была крайне низкой, а законодательство предоставляло гражданам множество лазеек для ухода от указанного вида контроля.
Вместе с тем совершенно нелогична полная отмена статей НК РФ по контролю за расходами физических лиц в 2003 г., а затем и вообще лишение налоговых органов права на контроль за соответствием расходов уровню доходов физических лиц.
Полный отказ государства от контроля за соответствием расходов уровню декларируемых доходов физических лиц представляется необоснованным, поскольку снижает эффективность деятельности государства по реализации фискальной и распределительной функций налогов, лишает государство важного механизма противодействия коррупции и уклонению от уплаты налогов.
В России, в 2003 году закон был отменен "ввиду низкой эффективности". В 2004 году ввести контроль за расходами физических лиц предложил Госдуме заместитель генерального прокурора Владимир Колесников. Предложение поддержали всего несколько депутатов. В последние несколько лет, вопрос о введении контроль над расходами, еще несколько раз выносился на рассмотрение государственной думой, но так и не был принят.
Таким образом, на несоответствие доходов и расходов физических лиц в РФ, вообще не обращается внимание, хотя одной из главных и приоритетных задач, поставленных перед налоговыми органами РФ является легализация теневой зарплаты. Выполнение этой задачи не возможно без введения контроля над соответствием доходов и расходов.
Подводя итог второй главе, мы можем выделить следующие моменты эффективной борьбы с уходом от налогообложения и минимизацией налогов в развитых зарубежных системах:
- однозначность законов;
- высокие штрафные санкции;
- большие полномочия налоговых органов;
- поддержка налоговых органов со стороны государства;
- развитые информационные технологии;
- углубленный предпроверочный анализ;