Несоответствие расходов физических лиц и их доходов
По каждому элементу оценки образа жизни Налоговый кодекс Франции дает определенную величину предполагаемого дохода. Суммирование всех этих величин дает сумму предполагаемого дохода, который используется для определения величины налога к уплате, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию, или для сравнения с величиной задекларированного дохода.
В общем случае, если оценка, проведенная на основании специальной шкалы, дает сумму предполагаемого дохода более определенной величины, а также превышает уровень задекларированного дохода в текущем и предшествующих годах более чем на одну треть, налоговая инспекция на основании сделанной оценки облагаемого дохода доначисляет дополнительную сумму налога, а также взыскивает пени и привлекает налогоплательщика к ответственности (вплоть до уголовной).
Во Франции создана разветвленная система предварительного отбора деклараций физических лиц для более детальной проверки. Она базируется на тесном сотрудничестве налоговых органов, таможни, жандармерии, спецслужб, а также крупнейших государственных компаний "Газ де Франс", "Электрисите де Франс" и др. Налоговые органы имеют доступ к информационной базе коммерческих банков, получая сведения обо всех открываемых счетах и переводе крупных денежных сумм. В распоряжении налоговых органов имеются базы данных обо всех сделках с недвижимостью, транспортными средствами, антиквариатом, драгоценностями и т.п.
Анализом деклараций и отбором налогоплательщиков для более детальной проверки заняты 15 специализированных информационных центров, адреса которых составляют государственную тайну. В структуре налоговой службы организованы также особые подразделения, которые занимаются сбором информации непосредственно в регионах, используя контакты в полиции, жандармерии, банках, ресторанах, среди торговцев автомобилями и антиквариатом. Они часто занимаются сбором информации о лицах, располагающих особо крупными состояниями. В своей работе налоговая служба использует и неформальные источники информации (анонимные письма, показания соседей, осведомителей и т.п.).
Такая система позволяет, с одной стороны, целенаправленно выявлять вероятных нарушителей налогового законодательства и кандидатов для усиленного контроля деклараций, а с другой стороны, создает обстановку неотвратимости наказания за налоговые правонарушения.
Эффективное функционирование системы налогового контроля во Франции обеспечивается особенностями построения налогообложения физических лиц[45]:
1) налогообложение доходов семьи в целом, что не позволяет уклоняться от уплаты налогов путем оформления доходов и имущества на близких родственников;
2) обязательное всеобщее декларирование доходов физических лиц;
3) наличие на общегосударственном уровне солидарного налога на состояния (налога на богатства);
4) наличие в структуре налоговой службы Франции специального Управления проверок налогового положения, которое осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.