Проблемы и перспективы использования факторинга в деятельности предприятий торговли
Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности. Данные о распределении объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО.
Большинство компаний и банков-факторов не придерживается строгих правил при выборе клиентов. У НФК "УралсибНИКойл" нет вообще никаких формальных критериев: руководство компании на специальном комитете два раза в неделю принимает решения о новых сделках. При этом основными принимаемыми во внимание критериями являются: платежеспособность дебиторов, требования к которым передаются фактору, а также долгосрочность отношений с клиентом, поскольку факторинг наиболее эффективен при регулярных сделках. В "Промбизнесбанке" основное требование к клиенту заключается в том, что дебиторская задолженность одного дебитора не должна превышать 15% от всей дебиторской задолженности. В банке "Союз" принимаются денежные требования от клиента на сумму не менее 2 млн. руб., кроме того, на факторинговое обслуживание должны передаваться платежи не менее трех дебиторов одного поставщика.
По данным РА Эксперт, 94% всех сделок факторинга заключаются с регрессом и 6% без регресса. Лишь четыре банка указали, что предоставляют факторинг без регресса, это "УралсибНИКкойл", "Промсвязьбанк", "Центрокредит" и "ЛКБ-Финанс". На Западе лишь 30% сделок с заключаются с регрессом. При этом на Западе факторинговые компании риск неоплаты денежных требований обычно передают страховщикам. У нас же страхование кредитных рисков практически не развито.
Главной причиной неразвитости безрегрессного факторинга на российском рынке является невысокий пока интерес к этому продукту со стороны самих факторов. Факторы не всегда могут оценить надежность покупателей клиента и поэтому не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и поставщик, и банк уверены в платежеспособности покупателя, заключать договор безрегрессного обслуживания поставщику становится невыгодно, поскольку обычно безрегрессный факторинг стоит дороже, чем факторинг с регрессом.
Выходом является использование скоринговой системы оценки надежности дебиторов. "Использование на практике скоринговых систем оценки позволит факторам увеличить число принимаемых на обслуживание дебиторов поставщика, а также увеличить предложение безрегрессного факторинга.
Позитивный фон для развития безрегрессного факторинга обусловлен в настоящее время тем, что убытки российских факторов от неплатежей дебиторов крайне малы. Мошенничество (передача фиктивной дебиторской задолженности) также пока не является проблемой для российских факторов - подозрительные сделки удается отсеивать на этапе рассмотрения заявок. С одной стороны, такая благополучная ситуация объясняется тем, что рынок еще молод, с другой стороны, в большинстве случаев сами дебиторы не заинтересованы чрезмерно задерживать платежи, с тем чтобы и в дальнейшем регулярно получать продукцию. И конечно, ключевым фактором хорошей платежеспособности дебиторов является продолжающийся в России экономический рост.