Проблемы и перспективы использования факторинга в деятельности предприятий торговли
Согласно данным исследования проведённого агентством "Эксперт РА", объём рынка факторинга в России удвоился: по итогам 2005 года он составлял 147,1 млрд. руб., а по итогам 2006 года - уже 297,1 млрд. руб. (более 11 млрд. долл.). В 2008 году, по мнению аналитиков "Эксперт РА", рынок вновь вырос в 2 раза, достигнув 22 млрд. долл. В последующие годы темпы роста несколько замедлятся. По прогнозам участников рынка, по итогам 2009 года в России общая сумма предоставляемых факторинговых услуг достигнет 70 млрд. долл.". [7]
Многообразие игроков факторингового рынка объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст.825 гл.43 устанавливает, что "в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида"[8]. Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ №128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности"[9], который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании. Таким образом, ГК РФ, введенный в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.
Следует отметить, что Закон о лицензировании вступил в силу 10.02.2002 года. До этого времени деятельность по финансированию под уступку денежного требования, хотя и указывалась в качестве лицензируемой, отдельного положения, устанавливающего порядок ее лицензирования, не существовало.
Кроме того, ст.10 Федерального Закона РФ №15-ФЗ от 26.01.1996 г. "О введении в действие части второй ГК РФ", говорит о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако "существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов" не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.
В то же время был принят ряд решений Высшего Арбитражного Суда (ВАС), общий смысл которых заключается в том, что финансовым агентом не может выступать некредитная организация.3 февраля 2003 года ФАС МО также принял решение, согласно которому, если у компании нет лицензии, то она не может заниматься факторинговой деятельностью. "Законность и логичность данного решения находится под вопросом, - говорит Дельфина Нугеред, партнер EYLaw, - но, тем не менее, оно вступило в законную силу, и у нас нет информации о том, было оно отменено или нет".
Таким образом, хотя на основании ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости в каком-либо лицензировании факторинговой деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией, кроме одного - Средневолжской факторинговой компании.