Налоговая система России: ее достоинства и недостатки
Анализ приведенных в таблице 4 данных позволяет сделать следующие выводы:
- доля налоговых доходов бюджетной системы составляет 92,7%;
- уровень налогового бремени превышает 33,4%;
- доля прямых налогов доходит до 60%, косвенных – 40%;
- около 90% налогов и сборов поступает от организаций и чуть более 10% - от физических лиц;
- на долю федеральных приходится 94% налоговых поступлений и лишь 6% обеспечивается за счет региональных и местных налогов.
Таблица 4. Структура налоговых поступлений в бюджетную систему России (2003 г.)
Доходы |
Сумма, млрд. руб. |
% к итогу |
1. Налоговые доходы, всего в том числе |
4335,4 |
100,0 |
а) по прилагаемости налогов - прямые - косвенные |
2593,0 1741,5 |
59,6 40,2 |
б) по статусу налогов - федеральные - региональные - местные |
4073,0 209,4 53,2 |
94,0 4,8 1,2 |
в) по субъекту – плательщику - платежи от организаций - платежи от физических лиц |
3876,4 459,0 |
89,4 10,6 |
2. Неналоговые доходы - всего |
333,5 |
7,1 |
3. Доходы целевых бюджетных фондов |
92,7 |
0,2 |
4. Итого доходов |
4811,9 |
100,0 |
Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков. Уровень собираемости конкретного налога (УСН) рассчитывается путем деления фактических поступлений по нему в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу:
(2)
где ПН – поступления по налогу за отчетный год;
НН – недоимки по налогу за отчетный год
После августовского (1998 г.) кризиса финансовой системы России уровень собираемости налогов стал возрастать и достиг 98% по налогу на добычу полезных ископаемых, 97% - по налогу на прибыль; 93% - по НДС.
Вместе с тем следует отметить и недостатки налоговой системы России. Прежде всего она остается громоздкой. В России, как уже отмечалось, выше чем где бы то ни было налоги на потребление (косвенные налоги). Между тем НДС взимается по закону в размере 15% от вновь созданной стоимости (V+M), реально же его исчисляют от стоимости продукции (С+V+M), так что он значительно выше. Нигде кроме России нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, на уборку территорий и т.д. Выплачиваются они независимо от доходов предприятий и забирают до 6% доходов. В целом российские предприятия выплачивают до 85% своей прибыли [1]. Отсюда видно, что российская налоговая система в стремлении пополнить бюджет государства не стимулирует развитие производства. Кроме того, она перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного порядка. Следовательно, назрела крайняя необходимость ее скорейшего реформирования в интересах обеспечения устойчивого экономического роста в стране.