Налоговая система России: ее достоинства и недостатки
Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).
Доходы госбюджета обеспечивают:
1) налоги на физических и юридических лиц, за счет которых примерно на 80% формируется доходная часть бюджета;
2) доходы от имущества, находящегося в государственной собственности и доходы от внешнеэкономической деятельности (примерно 20% от всех доходов).
Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы на:
1) государственное управление и правоохранительную деятельность - на эти цели идет примерно 13% всех расходов;
2) оборону - 15%;
3) социальные цели - 32%, в том числе:
образование - 15%;
здравоохранение и физическая культура - 2%;
4) хозяйственная деятельность государства - 23%;
5) внешне экономическую деятельность и обслуживание государственного долга - 17%.
Важный аспект проблемы - бюджетный федерализм. Сегодня понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма - автономность всех трех уровней бюджета путем закрепления за ними собственных налогов. Однако на практике налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня.
Сегодня в консолидированном бюджете России на долю территориальных бюджетов приходится около половины всех доходов. Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая – целиком – в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным и территориальными бюджетами.
Необходимо отметить, что система налогообложения характеризуется рядом показателей, таких как:
- количественный состав налогов и сборов;
- количественный состав и структура налогоплательщиков;
- налоговый потенциал экономики;
- налоговое бремя экономики;
- собираемость налогов и сборов;
- состояние налоговой дисциплины [14].
Рассмотрим перечисленные характеристики применительно к налоговой системе Российской Федерации. В 2007 г. В стране установлены девять федеральных налогов и сборов, три региональных и два местных налога, то есть всего 14 (для сравнения: 55 на начало 1999 г.).
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, на 1 января 2007 г. в стране зарегистрированы 3361 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, 3018 тыс. индивидуальных предпринимателей и примерно 100 млн. физических лиц, уплачивающих один или несколько налогов в зависимости от наличия объектов налогообложения (доходы, транспортного средства, земельные участки, имущество в виде жилого дома, квартиры, капитального гаража). Все налогоплательщики создают налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений.
Налоговый потенциал экономики без учета льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Уровень налогового бремени измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетную систему и недоимками по налогам и сборам к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговое бремя на экономику представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему государства. В 2003 г. уровень налогового бремени в странах ЕС составлял: 27,1% в Японии; 29,6% в США; 54,2% в Швеции и 48,8% в Дании. В России этот показатель составлял 32,9%.
Характеристика налогового бремени будет неполной, если не провести ее структурный анализ по субъектам – плательщикам, по соотношению прямых и косвенных налогов, по удельному весу федеральных, региональных и местных налогов и сборов (таблица 4).