Структурно-динамический анализ издержек производства
Как видно из таб.2.2 по всем статьям II «Элементы операционных расходов», кроме статьи «Другие операционные расходы» за 2009 год в сравнении с 2008 в динамике наблюдается увеличение. А точнее по статье «Материальные затраты» - затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным, увеличились на 8,7%, в абсолютном выражении на 2 тыс. грн.; по статье «Расходы на оплату труда» увеличились на 3,66%, в абсолютном выражении на 2 тыс. грн.; по статье «Отчисления на социальные мероприятия» увеличение произошло на 3,41%, в абсолютном выражении на 0,725 тыс. грн.; по статье «Амортизация» рост составил 6,09%, в абсолютном выражении на 4,6 тыс. грн.; по статье «Другие операционные расходы» произошло уменьшение расходов на 25,26%, в абсолютном выражении на 4,9 тыс. грн. Вместе по всем статьям II «Элементы операционных расходов» произошло увеличение расходов, которое составило 197,4 тыс. грн., на 2,28% больше чем за 2008 год, то есть на 4,425 тыс. грн.
Так как удельный вес всех статей II «Элементы операционных расходов» в выручке от реализации уменьшился на 9,49%(за 2008 год – 64,33%, за 2009 год – 54,83%) можно сделать вывод, что увеличение операционных расходов в основном связано с увеличением объёма выпуска продукции. В этом можно убедится, определив влияние факторов на изменение выручки от реализации и себестоимости продукции. Зная, что цены на продукцию в 2009 году возросли на 5 %, т. е. индекс цен (Іц) составил 1,05, определим общие изменения. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:
ΔВобщ = В1 - В0 = 300 - 250 = 50 (тыс. грн.), (1.1)
То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 50 тыс. грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
ΔВц = В1 - В1: Іц = 300 -300 : 1,05 = 300 -285,71 = 14,29 (тыс. грн.), (1.2)
ΔВNУД = В1: Іц - В0 = 300 : 1,05 - 250 = 285,71 - 250 = 35,71 (тыс. грн.), (1.3)
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 14,29 тыс. грн., а увеличение объема выпуска — на 35,71 тыс. грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства
Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
ΔСобщ = С1 - С0 =100 - 80= 20 (тыс. грн.), (1.4)
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:
ΔСЦ(3пер)= С1 - С1 : Іц = 100-100:1,05=4,76 (тыс. грн.), (1.5)
ΔС NИУД = С1 : Іц - С0= ΔСобщ- ΔСЦ(3пер)= 20 – 4,76 = 15,24 (тыс. грн.), (1.6)
Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 15,24 тыс. грн., за счет изменения цен — на 4,76 тыс. грн.
2.3 Финансовые источники возмещения издержек производства ЧП «Элегант 2000»
Так как чистая прибыль является финансовым источником возмещения издержек производства, то рассмотрим какие факторы на неё влияют. В этом случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде аддитивной модели:
ЧП = В - С -АР- СР - ДОР + ФД - ФР – ННП, (1.7)
Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:
В = Ц х УД х М, (1.8)
где Ц— цена продукции;
УД— показатель структуры реализованной продукции;
N — объем реализации продукции.
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:
С = N х УД х 3пер,(1.9)
где УД— показатель структуры произведенной продукции;
N — объем производства продукции;
З пер — переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).
Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом: