Налогообложение доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации
Рассмотрим возможные способы осуществления международных перевозок.
1. Перевозки морским транспортом.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Договор морской перевозки груза может быть заключен:
1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия.
Первый случай - российское юридическое лицо является Отправителем.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Плата за перевозку груза, которую должна оплатить российская организация в случае заключения договора перевозки с иностранным перевозчиком, является доходом иностранного юридического лица, и в случае, если получение этого дохода не связано с предпринимательской деятельностью этого иностранного юридического лица в Российской Федерации через постоянное представительство, российская организация, выплачивающая доход, в соответствии со ст. 310 НК РФ обязана удержать налог с доходов указанного иностранного юридического лица.
Доходы от международных перевозок в соответствии со ст. 310 НК РФ облагаются налогом по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 10%.
Второй случай - российское юридическое лицо - Фрахтователь.
В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
При аренде транспортных средств необходимо различать следующее.
Пунктом 7 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что к доходам иностранной организации, не связанным с предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся:
1) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций;
2) доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Налог с видов доходов, указанных в п. 1, в соответствии со ст. 310 НК РФ облагается налогом по ставке, установленной пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 20%.
Налог с доходов, указанных в п. 2, взимается по ставке, установленной пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, т.е. по ставке 10%.
Таким образом, если исходить из буквального понимания вышеуказанных положений Налогового кодекса, то возможны следующие ситуации:
1) например, российской компанией, по договору с иностранным юридическим лицом, зафрахтовано морское судно для целей его дальнейшего использования при перевозке грузов как между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (территория Российской Федерации определена ст. 67 Конституции РФ), так и между пунктом на территории Российской Федерации и пунктом на территории иностранного государства, т.е. для осуществления международных перевозок (см. понятие международной перевозки в пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ). В указанной ситуации доходы иностранного юридического лица подлежат налогообложению у источника выплаты дохода в Российской Федерации по ставке 10%;
2) в случае если указанное морское судно используется исключительно на территории Российской Федерации, что подтверждается договором (контрактом) с Арендодателем (Лизингодателем) и договорами, заключенными, в свою очередь, российской компанией, зафрахтовавшей судно, с покупателями услуг по перевозке грузов или субарендаторами, то доходы иностранного юридического лица от предоставления судна в аренду (лизинг) в указанном случае необходимо облагать налогом по ставке 20%.