Анализ расходов республиканского бюджета Республики Мордовия
– республиканская целевая программа «Жилище» на 2006-2010гг;
– республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;
– республиканская целевая программа «Социальная поддержка инвалидов»;
– программа «Улучшение демографической ситуации в Республике Мордовия»;
– программа «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы»;
– программа «Улучшение условий и охраны труда на 2006-2010 годы»;
– комплексная программа экономического и социального развития РМ на 2006-2010 годы.
В Республике Мордовия фактически существует трехуровневая бюджетная система, выделяющая на третий уровень бюджеты районных городов, сельских и поселковых администраций. Таким образом, распределение ассигнований на межбюджетные трансферты является важной статьей расходов. Средства республиканского бюджета Республики Мордовия в 2003 году в сумме 1 146 031,7 тыс. руб., в 2004г. - 1 697 744,3 тыс. руб., в 2005 году - 2 682 855,3 тыс. руб. направлены на финансовую поддержку муниципальных образований. В 2006г. на данный раздел расходов было выделено 3 315 191,7 тыс. руб., а в 2007г. - 4 335 727,5 тыс. руб., в 2008г. - 4 468 468,9 тыс. руб. Финансовая помощь бюджетам других уровней на начало отчетного периода составила 1 620 855,3 тыс. руб., а на конец - 3 516 254,1 тыс. руб. Как показывает анализ расходной части республиканского бюджета на осуществление межбюджетных трансфертов приходится около 18% всех расходов бюджета, более того данный вид расходов имеет постепенное увеличение финансирования.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что тенденцию в обеспечении государственной поддержке отраслей материального производства можно охарактеризовать как положительную, так как это в первую очередь сказывается на количестве и качестве предоставленных населению услуг бюджетными учреждениями, а это: образование, здравоохранение, социальная защита. Расходование средств республиканского бюджета Республики Мордовия производится в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов, нуждами учреждениями, в первую очередь на социально-значимые статьи: заработная плата, питание, медикаменты, стипендии, трансферты населению. Анализ расходования средств регионального бюджета Республики Мордовия в 2003–2008 гг. выявил возможности сокращения объемов отдельных статей бюджетных расходов без значимого «ущерба» для самого региона, предприятий, расположенных на его территории, и его жителей. При этом следует иметь в виду, что в России как в стране с переходной экономикой не окончательно закрепился весь перечень полномочий, приходящийся на субнациональный уровень. В этой связи оптимизация расходов региональных бюджетов должна проходить в рамках общих усилий государства, направленных на становление подлинной федерации и страны с рыночной экономикой [34, с. 65].