Правовое регулирование формирования оборотного капитала.
В Российской Федерации финансово – хозяйственная деятельность регулируется нормативными актами.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 34 Конституции РФ определяет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для финансово- хозяйственной деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно статьи 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [1]
Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений. Согласно статье 43 Гражданского кодекса унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» принят государственной Думой РФ 23.02.96 года, утвержден Советом Федерации 20.03.96 г. и Президентом РФ 21.11.96 года. Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в Российской Федерации: объекты, задачи, понятия в учете, его сферу действия, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее проведения, порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель [3].
Министерство финансов РФ, в частности находящийся в его составе Департамент по методологии бухгалтерского учета в организациях. Приказом Минфина России от 29.07.98г. №34 н ( с изменениями от 24.03.2000 г.№34н) было утверждено положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ее состав, содержание, сроки и адреса представления. Бухгалтерская отчетность стала публичной, доступной для любых сторонних пользователей[6].
Особую группу нормативных документов Министерства финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам бухгалтерского учета образуют стандартны (Положение по бухгалтерскому учету –ПБУ). К настоящему времени утверждено 19 стандартов.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснованности) и раскрытия учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Для целей настоящего положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета- первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [7].
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации; устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций [8].
ПБУ 5/99 «Учет материально- производственных запасов» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о МПЗ, их оценка.
В налоговом кодексе РФ сформированы общие принципы организации налогового учета на предприятиях.
Внутрихозяйственная деятельность предприятия регламентируется Уставом.
Основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета на предприятии, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» , принятый государственной Думой 23.02.96г. и вступивший в действие 28.11.96г Закон содействует объективному отражению в отчетности и учете финансового состояния. Далее предусмотрена и сформулирована основная задача учета - формирование информации, позволяющей принять обоснованные решения собственником. В законе предусмотрена роль бухгалтера, который несет ответственность за формирование учетной политики, ведения учета.
Выявление в процессе инвентаризации недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, своих норм за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от неудачи имущества списываются на финансовые результаты.