Итоги финансовой политики 2005 года
В августе 2005 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в августе 2003 г.), в том числе за счет более значительного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году.
В условиях высокой внешнеэкономической конъюнктуры цены на товары российского экспорта в 2005 году в среднем более чем на 40% превысили уровень 2004 года. Это касается не только газа, нефти, нефтепродуктов, но и черных, цветных металлов и др. Уровень торгового и платежного балансов, уровень накапливания золотовалютных резервов также был гораздо больше, чем предполагалось. Так, уровень золотовалютных резервов достиг 182,2 млрд. долларов, что примерно на 61,5 млрд. долларов превышает величину на конец 2004 года. А с учетом того, что 18,5 млрд. долларов были направлены на досрочное погашение долгов перед Парижским клубом кредиторов, перед Международным валютным фондом, то это совместно дает величину около 80 млрд. долларов прироста. В результате были эмитированы значительные объемы денег, увеличены денежная база и денежная масса. Увеличение денежной массы относительно 2004 года составило 38%. В отдельные месяцы, особенно в середине года, в третьем квартале, было и 42, и 43% относительно предшествующих периодов 2004 года. То есть высокий объем предложения оказывал влияние на инфляцию, и наличие Стабилизационного фонда, с одной стороны, и достаточно аккуратная курсовая и процентная политика Центрального банка РФ, с другой стороны, привели к тому, что все-таки в этих условиях удалось инфляцию снизить. Однако, несмотря на это, уровень инфляции в 2005 году превысил целевой уровень в 8.5%, установленный Федеральным законом о бюджете.
Итоги инвестиционной политики 2005 года
По итогам 2005 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования
составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился относительно 2004 года на 10.5%, что несколько меньше чем в 2004 году – 10.9 процента.
Баланс собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с январем-сентябрем 2004 г. В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).
В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в том числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).
В 2005 году успешно реализовывалась Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП)
, являющаяся одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования.
По данным Росстата, уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд по итогам за 2005 год составил 153721.7 млн. рублей, или 97% годового лимита. При этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время уровень финансирования 57 строек составил менее 50%, а по 351 стройке финансирование не осуществлялось.
По стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, предусмотренным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2005 год, по данным Росстата, освоено государственными заказчиками 142364.1 млн. рублей государственных капитальных вложений, или 90% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.