Итоги финансовой политики 2005 года
Итоги бюджетной и налоговой политики 2005 года
Задачи и ориентиры бюджетной и налоговой политики, обнародованные в Бюджетном послании Президента Российской РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году», нашли первоочередное отражение в утвержденном проекте федерального бюджета на 2005 год. При формировании его параметров были учтены такие изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, как:
1. Передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%),
2. Снижение эффективной ставки единого социального налога с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения;
3. Введение с 1 января 2005 года порядка взимания НДС по принципу «страна назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия;
4. Снижение в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы;
5. Увеличение ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров;
6. Введение главы «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации и произведенная в этой связи отмена налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация».
Следует отметить, что группировка доходов и расходов федерального бюджета на 2005 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как:
- сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации;
- отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации.
В основу расчетов доходов федерального бюджета на 2005 год и поступлений в Стабилизационный фонд РФ, как было уже отмечено, лег третий сценарий социально-экономического развития страны, которым предполагалось, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар.
Согласно первоначально утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-ноябре 2005 года составила 50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2004 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение
).
В целом же за 2005 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило:
- по объему поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2005 год и почти 154% к первоначально принятому объему;
- по финансированию – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);