Антикризисное управление финансами предприятия
Правильно построенная финансовая структура позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами предприятия. Финансовая структура предприятия представляет собой совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО).
Центрами финансовой ответственности могут являться как отдельные компании, так и структурные подразделения, службы, цеха, отделы одного предприятия. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей структурной единицы она может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций. Финансовую структуру предприятия можно описать с использованием указанных типов центров финансовой ответственности.
Ключевыми моментами в процессе разработки финансовой структуры компании являются:
сбор информации о производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия;
выделение и описание бизнесов (основных бизнес-процессов);
анализ схемы финансовых потоков предприятия;
анализ организационной структуры предприятия;
сопоставление бизнесов и элементов организационной структуры;
проектирование финансовой структуры;
классификация центров финансовой ответственности.
Заключительным этапом разработки финансовой структуры предприятия является создание «Положения о финансовой структуре», которое будет в дальнейшем являться регламентирующим документом, определяющим порядок её создания, текущее состояние и порядок изменения.
Задача 1
Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 у.е. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 у.е./шт., постоянные издержки- 35000 у.е. в месяц
Показатель |
На 1 ед. продукции |
% |
Долей единицы |
Цена реализации |
250 |
100 |
1 |
Переменные издержки |
150 |
60 |
0,6 |
Валовая маржа |
100 |
40 |
0,4 |
Возьмите на себя роль финансового директора и ответьте на следующий вопрос:
Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты труда - 6000 у.е.) на комиссионное вознаграждение- 15 у.е. с каждой проданной плиты, причем есть гарантия, что объем продаж в таком случае вырастет на 15 %. Следует ли одобрить такое решение?
Решение
Определяем прибыль по первоначальному варианту
П= 400*250-(400*150+35000)=100 000 -95 000= 5 000 у.е.
Определяем затраты на продукцию после изменения системы оплаты труда
З=400*1,15*(150+15)+35000-6000=104900
Определяем выручку по выпуску продукции
В=400*1,15*250=115 000
Определяем прибыль от предложения
П=115000-104900=10100 у.е.
Такое решение необходимо одобрить, так как прибыль увеличится более чем в 2 раза.
Задача 2
Оцените степень риска бизнес-проекта, опираясь на показатели производственного, финансового и производственно-финансового левериджа:
Исходные данные:
выручка от реализации продукции- 1200 т.р.
переменные издержки- 576 т.р.
балансовая прибыль- 200 т.р.
чистая прибыль- 120 т.р.
Определяем валовую маржу
ВМ=1200-576=624 тыс. руб.
Постоянные затраты составят
ПЗ=624-200=424 тыс. рб.
В практических расчётах для определения силы воздействия операционного или производственного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи - это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:
В нашем примере:
Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации на 1%, прибыль возрастёт на 1%*3,12 = 2,6%, при понижении на 10% прибыль снижается на 10%* 3,12 = 31,2%.