Государство как заемщик
· негосударственные пенсионные фонды;
· акционерные инвестиционные фонды;
· пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ - в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законодательством.
Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:
(1) на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых, исходя из номинальной стоимости облигаций:
(2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в обьемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;
(3) в предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске, облигации.
В 2006 г. предусматривался выпуск ОФЗ в объеме 186 млрд. руб. и ГСО на сумму 65 млрд. руб.
Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг регулируется Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля г.98 № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
Деятельность государства в качестве заемщика получила наибольшее развитие во всём мире. В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.
Финансирование расходов капитального характера за счёт заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значению. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями или иными субьектами международного права, включая обязательствам по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Следует различать государственный и общегосударственный долг. Более широкое понятие "общегосударственный долг" включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме (ст.98 БК РФ):
· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственных займов, осуществляемых путем - выпуска ценных бумаг от имени РФ;
· договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ;
· договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.