Государство как кредитор
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмезность привлеченных ресурсов; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать:
· бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;
· унитарные предприятия;
· юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.
В настоящее время получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других уровней.
Политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, основана на двух базовых принципах:
· кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассовых разрывов;
· предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.
В целях укрепления финансовой дисциплины и создания условий для оздоровления государственных и муниципальных финансов в субъектах РФ Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 160 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также их использования и возврата.
В соответствии с этими Правилами временный кассовый разрыв, возникающий при исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ, определяется как недопоступление в определенный период финансового года доходов для осуществления расходов, предусмотренных консолидированным бюджетом субъекта РФ, с учетом источников финансирования дефицита бюджета.
При наличии или прогнозируемом возникновении временного кассового разрыва орган исполнительной власти субъекта РФ может обратиться в Минфин РФ за предоставлением бюджетного кредита. Это обращение должно содержать обоснование необходимости выделения средств; сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период текущего финансового года; прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субьекта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на период заимствования, источники и сроки погашения бюджетного кредита в течение финансового года. Минфин РФ вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетного кредита.
Бюджетные кредиты предоставляются на срок, не выходящий за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на ржущий финансовый год.
Решение о предоставлении бюджетного кредита с указанием сроков его возврата и объема принимает министр финансов. Для предоставления бюджетного кредита оформляется соглашение между Минфином РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ.
Объем бюджетного кредита определяется, с одной стороны, возможностями федерального бюджета, а с другой - потребностями, заемщика, определяемыми величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета или размером расходов, связанных с ликвидацией последствиями стихийных бедствий.
В связи со значительным не возвратом бюджетных кредитов юридическими лицами большое внимание уделяется работе по погашению образовавшейся задолженности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Кроме того, обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению другим уполномоченным органом. Причем указанные уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита.
Правилами четко определяются два условия, при которых бюджетный кредит может предоставляться бюджету субъекта РФ:
(1) если расходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы) в месяце, в котором предполагается выдача кредита", превышают доходы консолидированного бюджета в этом месяце, увеличенные на сумму налоговых льгот, предоставленных органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, и средств, поступивших из источников финансирования дефицита бюджета;