Муниципальный долг
В Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов», принятого в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, в частности, содержится поручение Правительству РФ разработать и внести в парламент проект федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах. В соответствии с этим Указом Правительство РФ одобрило 3 июля 1996 г. социальные нормативы и нормы и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления использовать данные социальные нормативы и нормы при формировании проектов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», а также определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектам Федерации из федерального бюджета, Правительство РФ установило федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальные услуги на 1999 г. и рекомендовало органам государственной власти субъектов Федерации исходить из указанных федеральных стандартов при расчете минимального размера средств бюджета муниципального образования, направленных на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем на федеральном уровне пока не установлена система государственных минимальных социальных стандартов. Ее установление предполагает принятие федерального закона.
В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Федерации доходных источников. Данные источники должны покрывать минимально необходимые расходы местных бюджетов, которые устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, соответствующие органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.
В советский период развития нашего государства все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь самостоятельным уровнем бюджетной системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления.
Вместе с тем для расчетов и анализа при формировании и использовании бюджетных средств на различных территориальных уровнях управления было введено понятие «консолидированный бюджет» — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются[[23]].