Муниципальный долг
Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они возникают, во-первых, из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования (облигаций и др.).
Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления ценных бумаг (облигаций и др.). Муниципальные ценные бумаги выпускаются в соответствии с федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск муниципальных ценных бумаг обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов.
Во-вторых, долговые обязательства муниципального образования могут возникать из договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Последние представляют собой способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается такая гарантия, обязательства перед третьими лицами[[20]].
Например, Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг рассматривает муниципальную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого муниципальное образование (гарант) дает обязательства отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами). При этом требуется, чтобы в муниципальной гарантии должны быть указаны: а) гарант (муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта; б) сумма, на которую выдана гарантия.
Муниципальные гарантии даются на срок исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать и в других формах.
Закон о финансовых основах местного самоуправления определил предельно допустимую сумму долговых обязательств органов местного самоуправления: она не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета.
Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства.
Исполнение обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств муниципальной казны. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы местных бюджетов призваны обеспечить инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и т.д. В составе капитальных расходов местного бюджета может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы местных бюджетов объединяют те статьи расходов бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.