Межбюджетное регулирование территориального развития
Самостоятельность бюджетов во многом определяется размером и уровнем собственных доходов в объеме соответствующего бюджета. Однако действующее бюджетное законодательство не гарантирует субъектам Федерации и муниципальным образованиям необходимого уровня собственных доходов[59].
В перспективе доля финансовой помощи из федерального бюджета остается значительной, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Таблица 3.2
Основные параметры межбюджетных пропорций в Российской Федерации
Показатели |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002-2005 гг. (прогноз) |
Доля финансовой помощи федерального бюджета субъектам РФ | |||||
к ВВП |
1,6 |
1,3 |
1,4 |
2,8 |
2,2-2,5 |
в доходам консолидированных региональных бюджетов |
11 |
10 |
10 |
18 |
16-18 |
В частности, в структуре доходов бюджетов муниципальных образований регулирующие доходные источники значительно преобладают над собственными доходами. Местные бюджеты формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов по ежегодно устанавливаемым ставкам. Уровень доходов от местных налогов и сборов практически во всех муниципальных образованиях составляет 15-20%. Абсолютное большинство (около 95%) местных бюджетов являются дотационными. Кроме того, в последние годы четко прослеживается тенденция увеличения дефицита местных бюджетов. На эту тенденцию указывает сложившийся средний уровень задолженностей местных бюджетов, свидетельствующий о нереальности принятых бюджетов - либо с явным утвержденным дефицитом, не обеспеченным доходными источниками, либо со скрытым дефицитом, сложившимся ввиду искусственного занижения (путем урезания) реальной расходной части бюджета[60].
Вместе с тем бюджетная самостоятельность не исключает наличия определенных бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления. Система межбюджетных отношений предполагает: наличие единых принципов и механизмов регулирования межбюджетных отношений; недопустимость индивидуальных льгот, привилегий и согласований по вопросам разграничения расходных полномочий, доходных источников и распределения финансовой помощи; объективное распределение финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности[61].
В 2002 г. начался новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г., в том числе связанный и с развитие системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Этот этап направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов). При одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней в 2002 г. составит 265 406,6 млн. руб. В частности, в составе расходов федерального бюджета на 2002 г, были утверждены (ст. 54):
· фонд компенсаций — 40 757,6 млн. руб.;
· фонд софинансирования социальных расходов — 18 732,1 млн. руб.;
· фонд регионального развития — 17 491,7 млн. руб.;
· фонд реформирования региональных финансов — 1 200,0 млн. руб.
Таблица 3.3.
Финансовая помощь бюджетам других уровней в 1998-2003 гг.
РАСХОДЫ |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
сумма, млрд. руб. |
% к итогу |
изменение структуры по сравнению с 2001 г. | |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
10,4 |
7,5 |
8,1 |
15,64 |
13,63 |
714,6 |
30,48 |
+16,85 |
ИТОГО расходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2345,6 |
100,0 |
- |