Основные направления бюджетной политики
Управление государственным (муниципальным) долгом осуществляет Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.
Для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения государственных (муниципальных) долговых обязательств Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет публичным образованиям право на осуществление государственных внешних государственных (муниципальных) внутренних заимствований.
Под государственным (муниципальным) заимствованием Бюджетный кодекс Российской Федерации понимает передачу в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключение договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит исключительно Российской Федерации. Право осуществления государственных (муниципальных) внутренних заимствований и выдачи государственных (муниципальных) гарантий другим заемщиком для привлечения кредитов (займов) принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов власти [например, Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и др.).
Бюджетный кодекс Российской Федерации требует, чтобы при утверждении соответствующих бюджетов на очередной финансовый год представитель.
В условиям кризисного состояния экономики внешний долг России является серьезной угрозой национальной безопасности. Существенные проблемы экономического развития Российской Федерации и слабое правовое сопровождение проводимых реформ являются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России, как международному заемщику. Как следствие — наблюдается серьезное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптимальных средств по управлению внешней задолженности.
Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образуют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые послужили объектами правоотношений по государственному кредиту.
Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то что кредитные отношений государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке,
Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.