Основные направления бюджетной политики
Таблица 3.1.
Соотношение расходов по государственному долгу и по пополнению государственных запасов и резервов в 1998-2003 гг.
РАСХОДЫ |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
% к итогу |
сумма, млрд. руб. |
% к итогу |
изменение структуры по сравнению с 2001 г. | |
Обслуживание государственного долга |
24,8 |
29,0 |
25,7 |
20,09 |
14,64 |
277,5 |
11,84 |
-2,8 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
0,04 |
0,03 |
21,0 |
0,9 |
+0,87 |
ИТОГО расходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2345,6 |
100,0 |
- |
При этом, как уже было отмечено выше, правительства различных государств нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем перераспределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государственного внутреннего долга. В России вследствие высоких темпов и криминализации процесса приватизации государственной собственности эффективные собственники в этой сфере не преобладают. В этой ситуации особое значение имеет создание механизма эффективного правового регулирования государственного долга.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под государственным (муниципальный) долгом следует понимать обязательства:
1) возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований),
2) принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц;
3) другие обязательства;
4) а также принятые но себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Государственный долг включает в себя три составляющие: государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный (муниципальный) долг полностью и без условий обеспечивается соответственна всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим казну Российской Федерации, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим козну субъекта Российской Федерации, и муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Государственный (муниципальный) долг представляет собой совокупность долговых обязательств соответствующих публичных образований. Причем долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут существовать только в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К числу таких форм относятся:
1) кредитные соглашения и договоры,
2) государственные (муниципальные) займы;
3) договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
4) договоры о предоставлении гарантий;
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 102 устанавливает важное правило. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательство не были гарантированы Российской Федерацией; субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.