Основные направления бюджетной политики

Таблица 3.1.

Соотношение расходов по государственному долгу и по пополнению государственных запасов и резервов в 1998-2003 гг.

РАСХОДЫ

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

сумма, млрд. руб.

% к итогу

изменение структуры по сравнению с 2001 г.

Обслуживание государственного долга

24,8

29,0

25,7

20,09

14,64

277,5

11,84

-2,8

Пополнение государственных запасов и резервов

1,3

0,0

0,0

0,04

0,03

21,0

0,9

+0,87

ИТОГО расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

2345,6

100,0

-

При этом, как уже было отмечено выше, правительства различных государств нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем пере­распределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государствен­ного внутреннего долга. В России вследствие высоких темпов и криминализации процесса приватизации государственной собственности эффективные собственники в этой сфере не преобладают. В этой ситуации особое значение имеет создание механизма эффективного правового регулирования государственного долга.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации под государственным (муниципальный) долгом следует понимать обязательства:

1) возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований),

2) принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц;

3) другие обязательства;

4) а также принятые но себя Российской Федера­цией, субъектом Российской Федерации или муници­пальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный долг включа­ет в себя три составляющие: государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный (муниципальный) долг полно­стью и без условий обеспечивается соответственна всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим казну Российской Фе­дерации, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляю­щим козну субъекта Российской Федерации, и му­ниципальным имуществом, составляющим муници­пальную казну.

Государственный (муниципальный) долг представ­ляет собой совокупность долговых обязательств соот­ветствующих публичных образований. Причем долго­вые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний могут существовать только в формах, предусмот­ренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К числу таких форм относятся:

1) кредитные соглашения и договоры,

2) государственные (муниципальные) займы;

3) договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

4) договоры о предоставлении гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе междуна­родные, заключенные от имени Российской Федера­ции или субъекта Российской Федерации, о пролонга­ции и реструктуризации долговых обязательств Россий­ской Федерации или субъектов Российской Федера­ции.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ста­тье 102 устанавливает важное правило. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обя­зательством субъектов Российской Федерации и муни­ципальных образований, если указанные обязатель­ство не были гарантированы Российской Федерацией; субъекты Российской Федерации и муниципальные об­разования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были га­рантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8