Направления совершенствования бюджетного устройства
- совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;
- снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности правовыми механизмами;
- сохранение макроэкономической стабильности за счет сокращения объемов валового внешнего долга страны и поддержания стабильного уровня государственного долга.
В среднесрочном периоде будет продолжена политика постепенного перехода к сбалансированности бюджета за счет ненефтяных поступлений, которая заключается в поддержании текущих расходов государства на оптимальном уровне вне зависимости от объемов поступлений нефтяного сектора.
Изменения и дополнения, внесенные в 2007 году в Бюджетный кодекс и Концепцию формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, позволили четко разграничить нефтяные и ненефтяные доходы.
Поступления, направляемые в Национальный фонд дополнены платежами недропользователей, осуществляющих деятельность по контракту о разделе продукции и другими поступлениями от нефтяных операций и реализации сырой нефти и газового конденсата, в том числе поступлениями за нарушения условий нефтяных контрактов, которые ранее поступали в доходную часть бюджета.
Рост расходов государственного бюджета требует принятия мер по повышению их результативности и эффективности. Совершенствование бюджетного процесса, проводимое на протяжении 2000 – 2006 годов (Бюджетный кодекс, паспорта бюджетных программ, оценка эффективности и др.) с одной стороны упорядочило бюджетную систему, с другой привело к ограниченной ответственности государственных органов и отсутствию гибкости в управлении ими государственными финансами. Существующие правила, нормы и нормативы выполняются с затруднениями или формально, что приводит к снижению реальной результативности использования бюджетных средств.
Необходимость в детальной регламентации бюджетного процесса была целесообразна в период больших структурных преобразований, сопровождающихся нехваткой бюджетных средств, когда управление финансами страны характеризовалось растущей кредиторской задолженностью и как следствие государственными обязательствами необеспеченными финансовыми источниками. Без урегулирования данных проблем невозможна была стабилизация и дальнейший рост экономики.
Сформированные к 2006 году процедуры позволили достичь определенного уровня прозрачности, подотчетности формирования и исполнения бюджета, а также оперативности и достоверности бюджетной отчетности. Однако существующая система контроля целевого использования бюджетных средств больше призвана обеспечить расходование бюджета в соответствии с потребностями в ресурсах, что выражается в обеспечении максимально точного соответствия между утвержденными показателями и фактическими кассовыми расходами.
Вместе с тем, данный подход не позволяет в полной мере проследить степень достижения целей государственной политики проводимой при формировании и исполнении бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов.