Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы (на примере бюджета Санкт-Петербурга)
В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации выступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации. Так, составление бюджета в практическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюджета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюджета есть исполнение закона о бюджете.
Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуществляется на определенных принципах. К числу этих принципов относятся:[22]
Принцип ежегодности бюджет.
Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждает ся ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все ста дии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же по следовательности и периодичности, как они проходили в прошлом; так же они будут осуществляться и в будущем.
Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.
Этот принцип означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденого бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
Разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета - только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета - вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета находится в исключительной компетенции законодательного органа.
В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.
Бесспорно, полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономическом смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.
В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государственной власти за осуществлением государственных займов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.
Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
В законе о бюджете все процедуры его разработки, принятия и исполнения тщательно и подробно прописаны, уложены в определенные временные рамки и сроки, определены все права и обязанности участников бюджетного процесса. Пожалуй, нет ни одного другого правового акта, какой бы важной теме он ни был посвящен, какой бы сферы ни касался, которым столь подробно регламентировались бы соответствующие правоотношения.