Отчетность, отражающая поступление в бюджет налогов при автоматизированном учете
В последнее время собираемость налогов в формальном аспекте стала приоритетной задачей налоговой политики. В результате усилилось давление на крупных налогоплательщиков.
Налоговой инспекцией по г. Череповцу накоплен определенный опыт работы с крупными налогоплательщиками по мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Ежемесячно крупнейшим налогоплательщикам, которые могут платить налоги, вручаются задания на проплату платежей в денежной форме составлен предварительный разговор в ходе, которого определяются пути погашения недоимки, текущих платежей, рассматривается финансовый план, состояние кредиторской дебиторской задолженности, движения денежных средств на расчетных счетах. Осуществляется ежедневный контроль за выполнением плановых назначений и в случае невыполнения требования ГНИ данные предприятия приглашаются на индивидуальные беседы, результаты протоколируются.
В результате работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками за II месяцев 2007 года в федеральный бюджет поступило в счет уплаты долгов 38,3 % от суммы налоговых платежей.
По инкассовым распоряжениям, предъявленным к взысканию со счетов предприятий - должников, поступило 6,3 % от суммы налоговых платежей.
Эффективность взыскания с валютных счетов крупнейших налогоплательщиков составила менее 0,2%.
Для преодоления кризиса в формировании доходной части бюджета необходимо принимать дополнительные меры в работе с крупнейшими налогоплательщиками, а именно:
- осуществлять прогнозирование (на год, квартал) налоговых платежей и погашения задолженности каждым предприятием;
- ежеквартально определять фактическую налоговую базу всех организаций, входящих в состав акционерного общества, и налоговую нагрузку каждого предприятия в сопоставлении с аналогичными предприятиями этой же отрасли экономики;
- регулярно изучать типовые схемы "ухода" от налогов и организовать противодействие им;
- налаживать работу с представителями государства в руководящих органах управления акционерных обществ с целью постоянного контроля за уплатой налогов в федеральный бюджет;
- проводить комплексные налоговые проверки соблюдения налогового законодательства всеми организациями, входящими в состав акционерного общества;
- ввести в налоговых органах институт кураторов крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих постоянный мониторинг предприятий.
Необходимо добиваться, чтобы общество нетерпимо относилось к неплательщикам налогов, которые должны знать, что:
- фискальные органы все равно добудут достоверные данные о фактической налоговой базе предприятия;
- утаенные от налогообложения доходы непременно будут найдены, а за обман государства последует неотвратимое наказание.
Таким образом, при создании системы по работе с крупнейшими предприятиями, в основе которой должен находится мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния, следует ориентироваться на профилактическую работу налоговых органов, предотвращающую налоговые нарушения.