Основные направления бюджетной и налоговой политики Карсунского района
Бюджет Карсунского района разрабатывается, утверждается и исполняется для достижения определенной цели в развитии бюджетной сферы, т.е. обеспечение тех видов деятельности, которые финансируются за счет бюджетных средств.
Целевые ориентиры муниципального образования находят отражение в бюджетной политики. Муниципальное образование определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование районного сектора экономики, науки, образования, всей системы районного управления, здравоохранение, культуры. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, снижению процентных расходов, связанных с обслуживанием государственного долга и его досрочного погашением, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы. Бюджетная политика определяет также стратегию в области доходов и расходов бюджета.
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
– стабильность доходов от реального сектора экономики;
– пропорциональность роста доходов и расходов;
– динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
– соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;
– наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
– доля расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики. При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.
Основные вопросы регулирования финансовых потоков в интересах задач развития бюджетной сферы отражены в структуре консолидированного бюджета РФ. Консолидированный бюджет является сводом бюджетов всех уровней и именно поэтому позволяет контролировать основные соотношения в структуре доходов и расходов. В настоящее время диспропорциональность доходов и расходов бюджетов муниципальных образований и поселений связано с закреплением за ними доходов, которые остаются не устойчивыми. В частности, закрепление за муниципалитетами земельного налога не гарантирует его поступление в бюджет, поскольку нередко его некому платить. Консолидированный бюджет позволяет отслеживать динамику источников доходов бюджетов и изменение структуры расходов.
Одной из основных задач бюджетной политики является сокращение процентных расходов и увеличение непроцентных. Это делается на основе регулирования и относительного сокращения внутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым объем процентных платежей в расчете на год уменьшается. До тех пор пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой.
Важнейшим инструментом обеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлечения инвестиций должна стать налоговая политика.
В связи с этим, администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области направят свои усилия на дальнейшее совершенствование регионального законодательства о налогах и сборах, расширение налоговой базы, увеличение доходов бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области. Данными направлениями и будут определяться основные задачи налоговой политики. Главным результатом работы администрации муниципального образования «Карсунский район» за последние годы является стабильное увеличение поступлений доходов. За 2007 год в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 29674,0 тыс. руб., что на 9136,1 тыс. руб. больше по сравнению с 2006 годом или темп роста составил 144,5%.
Этому способствовали многочисленные меры, принимаемые администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области по увеличению налогового потенциала:
– увеличение числа налогоплательщиков;
– проведение индивидуальной работы с каждым налогоплательщиком по своевременному внесению платежей в бюджет;
– проведение расчетов с предприятиями-недоимщиками на возвратной основе в целях погашения взаимной задолженности;
– проведение заседаний межведомственной комиссии по увеличению налогового потенциала бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области с приглашением руководителей предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и доведение до них плана по погашению задолженности согласно графика;