Анализ налоговой нагрузки и оптимизация налогообложения
Исходные данные для проведенного анализа получены из выписки из книги учета доходов и расходов за 2007 - 2009 гг.
С 2007 г. ООО «ХХХХХХ» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.
Книга учёта доходов и расходов состоит из трёх разделов:
1-ый раздел – доходы и расходы;
2-ой раздел – расчет расходов на приобретение основных средств;
3-ий раздел – расчет налоговой базы по единому налогу.
1-ый раздел. В данном разделе ООО «ХХХХХХ» на основании первичных документов отражает суммы осуществленных расходов и суммы полученных доходов.
Доходы и расходы учитываются налогоплательщиком в течение каждого квартала отдельно. По окончанию каждого квартала суммы доходов и расходов полученные в предыдущем отчетном периоде приплюсовываются к данным текущего квартала, т.е. учет осуществляется нарастающим итогом.
2-ой раздел. В этом разделе Книги налогоплательщик учитывает расходы на формирование, как новых основных средств, так и приобретенных до перехода на УСНО. Расходы в этом разделе также в течение каждого квартала учитываются отдельно. Итоговые данные о расходах на формирование основных средств за текущий квартал (а не за налоговый период) переносятся последней записью в раздел 1 Книги.
3-ий раздел. В данном разделе формируется налоговая база нарастающим итогом за каждый отчетный период. Суммы, полученные в этом разделе, являются исходными для составления налоговой декларации.
В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми оформляются хозяйственные операции.
До 2006 г. включительно ООО «ХХХХХХ» применяла общий режим налогообложения.
На основании, поданного в налоговый орган, заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и полученного уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложение организация с 1 января 2007 г. перешла на упрощенную систему налогообложения.
В качестве объекта налогообложения были приняты доходы, уменьшенные на величину расходов.
К моменту перехода в организации числились основные средства остаточной стоимостью по данным налогового учета 848 742,5 руб. со сроком полезного использования 8 лет.
ООО «ХХХХХХ» учитывает остаточную стоимость основного средства в следующем порядке.
1. Исчисляя налог при УСН за 2007 г., в расходы включено только 50% остаточной стоимости ОС, что составит 424 371,25 руб. (848 742,5 руб. x 50%). Эта сумма учтена в расходах равными долями по 106 092,81 руб.
2. При исчислении УСН налога за 2008 г. ООО «ХХХХХХ» учтено в расходах 30% остаточной стоимости ОС, что составит 254 622,75 руб. (848 742,5 руб. x 30%). Данная сумма учтена в расходах равными долями по 63 655,7 руб. (305 547 руб. / 4) на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2009 г.
3. При расчете налога при УСН за 2009 г. ООО «ХХХХХХ» учтено в расходах 20% остаточной стоимости ОС, что составило 169 748,5 руб. (848 742,5 руб. x 20%). Указанная сумма будет учтена в расходах равными долями по 42 437,1 руб. (203 698 руб. / 4) на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2010 г. Источником доходов организации ООО «ХХХХХХ» в 2007-2008 гг. являлась реализация услуг.
В 2007 г. доход от реализации составил 5 875 042 руб.
Расходы, связанные с обеспечением деятельности организации, составили 4 273 713 руб. (арендные платежи; заработная плата; оплата услуг банка; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; оплата услуг связи; платежи за загрязнение окружающей среды; списанная на расходы остаточная стоимость основных средств).
В 2008 г. доход от реализации составил 6 712 813 руб.
Величина расходов за год составила 4 208 917 руб. (арендные платежи; заработная плата; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; оплата услуг банка; услуги связи; платежи за загрязнение окружающей среды; обслуживание охранно-пожарной сигнализации; почтовые расходы; канцелярские товары, списанная на расходы остаточная стоимость основных средств).