Понятие и субъекты бюджетного процесса
1. В процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и при обеспечении прав и свобод граждан.
Ю.Н. Старилов отмечает, что "государственные функции реализуются всеми государственными органами, которые составляют единую государственную власть. В рамках этого единства . выделяются самостоятельные виды государственной деятельности, характеризующиеся специфическим назначением, особыми субъектами, способами реализации государственных функций". К самостоятельным видам государственной деятельности можно отнести деятельность по составлению, утверждению и исполнению бюджета, то есть бюджетный процесс. Данная деятельность призвана выполнять функции государства в форме выполнения расходных обязательств, а также служит обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
2. Субъектом управления является система "специально созданных государством" органов и должностных лиц, действующих от имени государства "в пределах своей компетенции".
В систему специально созданных органов, осуществляющих бюджетный процесс, входят участники бюджетного процесса, предусмотренные ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный кодекс определяет полномочия в бюджетной сфере органов специальной компетенции и органов общей компетенции. Субъектом управления государственными финансами является система государственных органов, которые находятся друг с другом во взаимосвязи (управляющая система).
В пункте 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) приведен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.[10]
3. Объектом государственного управления как социального управления является поведение людей. Государственное управление направлено на упорядочение социальных отношений.
Бюджетный процесс как разновидность государственного управления упорядочивает общественные отношения (отношения между людьми) и поведение людей по поводу формирования, распределения и использования бюджетных средств. Принимая бюджет, государство осуществляет управление бюджетными отношениями, которые возникают "в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства" [11].