Понятие и субъекты бюджетного процесса
Существует законодательное понятие бюджетного процесса, которое дает Бюджетный кодекс Российской Федерации, также существуют научные понятия бюджетного процесса. Определения понятия "бюджетный процесс" различаются по следующим моментам: а) субъекты бюджетного процесса; б) стадии бюджетного процесса; в) структура бюджета.
Так, по мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, под бюджетным процессом следует понимать деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса[1]. Данный круг субъектов закреплен в законодательно определенном понятии "бюджетный процесс".
Л.В. Мелихова, А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина называют в качестве субъектов бюджетного процесса "органы власти" [2], "исполнительные и представительные органы власти" [3], не подразделяя их на органы государственной власти и органы местного самоуправления, предполагая, что органы власти включают и те, и другие. При этом не называются участники бюджетного процесса.
В учебнике советского финансового права под редакцией Г.С. Гуревича указывается наиболее узкий круг субъектов бюджетного процесса: компетентные государственные органы [4]. Органы местного самоуправления как самостоятельный субъект бюджетного процесса не рассматриваются. Это обстоятельство объясняется тем, что в советский период органов местного самоуправления не существовало, а функционировали местные органы государственной власти. Сравнение современного понятия бюджетного процесса и понятия, разработанного в советский период истории России, приводит к выводу, что данные понятия исторически обусловлены государственным устройством страны, ее федеративным или унитарным устройством.
Законодатель каждой страны в каждый исторический период определяет круг субъектов, участвующих в бюджетном процессе, а также роль этих субъектов. Так, в демократических государствах с республиканской формой правления ведущая роль в принятии бюджета отведена представительному законодательному органу. В странах, тяготеющих к монархической форме правления, значительные полномочия по принятию бюджета отданы исполнительной власти. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах утверждение бюджета осуществляется единолично эмиром, который считается ничем не связанным в принятии своего решения. В Саудовской Аравии проект бюджета разрабатывается Советом министров и утверждается королем, возглавляющим правительство [5].
А.Н. Козырин справедливо отмечает, что процедура принятия бюджета "определяет экономическое бытие государства и всю политическую систему общества. Это обусловлено прежде всего тем, что вопросы составления и утверждения бюджета напрямую связаны с компетенцией высших органов власти и управления, а следовательно, с формой правления в данном государстве" [6].
Содержание бюджетного процесса определяется не только государственным устройством страны, как было замечено выше, но и бюджетным устройством.
В определении бюджетного процесса, приведенном в учебнике советского финансового права, фигурирует только один бюджет – государственный [7], а в современных определениях фигурируют бюджеты федерального, регионального и местного уровня, а также внебюджетные фонды [8]. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные бюджеты и внебюджетные фонды составляют бюджетную систему Российской Федерации.
Бюджетный процесс представляет собой определенную совокупность стадий. Возникает вопрос, совокупность каких стадий можно считать бюджетным процессом. На наш взгляд, этот вопрос следует рассматривать с точки зрения теории управления, в которой разработано понятие управленческого цикла.
Рассмотрим бюджетный процесс как процесс управления. Ю.Н. Старилов дает следующее определение понятию "государственное управление" - в широком понимании это регулирующая деятельность государства в целом. Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения [9]. Государственное управление осуществляют все государственные структуры.