Понятие, функции и роль жилищно-коммунального хозяйства в национальной экономике Республики Беларусь
На завершающем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут составлять 100 процентов затрат, включая источники расширенного воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений.
Сохранение всех источников финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства создает предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их оказанию.
Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на современном этапе и соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и стимулы по экономии потребляемых услуг.
Сложившиеся экономические отношения в жилищной сфере позволили сформировать частный жилищный фонд, в том числе путем проведения его приватизации и увеличения строительства жилых помещений за счет средств граждан. Около 80 процентов жилищного фонда находится в частной собственности. В настоящее время завершается этап льготной приватизации занимаемых гражданами жилых помещений. Сформировался вторичный рынок жилых помещений, который позволяет населению решать свои жилищные проблемы без помощи государства. В результате, очередь на улучшение жилищных условий уменьшилась на 200 тыс. семей по сравнению с 1990 годом.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 972 "О передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 21, ст.772) в 1997-2002 годах в коммунальную собственность принято 16615,1 тыс. кв. метров общей площади ведомственных жилых помещений. Завершается восстановление и приведение в технически исправное состояние практически разрушенного жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков, оставленных после вывода войск Российской Федерации, а также городков, переданных Вооруженными Силами Республики Беларусь и взятых на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства. В результате проведения единой технической политики и повышения качества оказания коммунальных услуг уровень обслуживания в принятом жилищном фонде достиг среднереспубликанских показателей. При этом источники финансирования остались прежними, а основные работы выполняются за счет внутреннего перераспределения средств.
Проводится работа по упорядочению платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги, осуществлен переход к оплате за общую площадь жилого помещения. Государством гарантирован социальный стандарт (20 кв. метров общей площади) оплаты жилых помещений по установленным ставкам (тарифам). Введен механизм адресной социальной защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий.
Проявившаяся в условиях дестабилизации экономики острая нехватка бюджетных средств вызвала необходимость поиска новых подходов к решению проблем обслуживания и ремонта жилищного фонда. С принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З "О совместном домовладении" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 7, ст.88) у граждан появилась возможность выбора способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения.
Вместе с тем в жилищном хозяйстве не удалось добиться полноценных договорных отношений, несмотря на то, что в полной мере их регламентирует постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1995 г. № 514 "Об утверждении Примерного договора между местным исполнительным комитетом и жилищно-эксплуатационным, коммунальным предприятием (объединением, организацией) на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и предоставления населению коммунальных услуг" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 26, ст.651).
Возложение на организации жилищно-коммунального хозяйства несвойственных им функций и неспособность местных исполнительных и распорядительных органов выполнять договорные обязательства привели к фактическому отходу от выполнения в полном объеме необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда приводит к отсутствию стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта.