Особенности формирования доходов федерального бюджета. Состав и методология планирования налоговых доходов федерального бюджета
Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:
1. За счет налоговых поступлений;
2. За счет неналоговых видов доходов;
3. За счет безвозмездных перечислений.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.
- доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.
К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.
Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.
Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.
Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.
Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.
Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.
Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ.
В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.
При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный, причем распространение процентов по бюджетам изменяется, а общая ставка остается такой же 24%. Все остальные налоги как правило регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются
В 2007 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 №63-ФЗ, претерпел существенные изменения. В соответствии с данным нормативным правовым актом были внесены изменения в более чем 70 статей Бюджетного кодекса, 111 статей изложены в новой редакции, 62 – утратили силу. Более того, три главы прежней редакции Бюджетного кодекса также утратили силу, а именно – глава 13.1 «Стабилизационной фонд РФ», глава 25 «Исполнение федерального бюджета», глава 27 «Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета». Кроме того, в состав Бюджетного кодекса включено 42 статьи, одна глава – глава 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета», а также раздел – раздел VIII.1 «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности».
Нельзя сказать, что внесенные изменения произвели революцию в бюджетном законодательстве, многие из поправок зачастую вносят скорее стилистические изменения, чем содержательные. Вместе с тем, ряд положений является существенным для бюджетного права в целом. Остановимся на указанных изменениях подробнее, структурировав их по следующим направлениям:
– общие принципы организации бюджетной системы РФ;