Заключение
Наиболее значительную часть в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007 год составляют трудовые пенсии- 90%, из них на выплату базовой части – 37 %, страховой части – 53 %. По Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год трудовые пенсии планируются на уровне 80%. Наибольшую долю в общем объеме расходов бюджета Отделения составят расходы на выплату страховой части трудовой пенсии – 45,2% от общего объема расходов, а также расходы на выплату базовой части трудовой пенсии – 35,5% от общего объема расходов. Обеспеченность собственными средствами Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан на выплату пенсий составила 75% (в 2007 году – 67 %), на выплату базовой части – 53% (в 2007 году – 52%). Такая низкая обеспеченность объясняется снижением ставки единого социального налога с 1 января 2005года с 14 до 6 %, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила 91% (в 2005 году- 91%). Таким образом, органы Пенсионного фонда России по Республике Татарстан полностью обеспечили выплату страховой части трудовой пенсии за счет собранных сумм страховых взносов.
В последние годы бюджет Фонда формируется в значительной степени за счет ассигнований федерального бюджета (в 2007 году - 32%). Снижение с 1 января 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 14 до 6 %, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд, отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за счет поступления указанного налога. Планируемые поступления ЕСН в 2008 году не обеспечат в полном объеме финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии, в связи с чем потребуется дополнительное привлечение средств федерального бюджета в сумме 191007,7,4 млн. рублей.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
3. На сегодняшний день основной проблемой в сфере государственного пенсионного обеспечения является низкий размер социальной пенсии. На 1 января 2007 года размер социальной пенсии в Республике Татарстан составил 1770,9 рублей, опустившись ниже прожиточного минимума на 175,1 рублей.
С учетом вышеизложенных проблем в сфере пенсионного обеспечения населения Пенсионным фондом Российской Федерации предлагается следующее решение данных проблем.
В части повышения эффективности работы по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и погашению задолженности по указанным взносам необходимо:
- устранить разделение функций администрирования страховых взносов и возложить в полном объеме указанные функции на Федеральную налоговую службу России либо на страховщика – Пенсионный фонд Российской Федерации;
- упростить процедуру взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленным пеням.
В целях укрепления доходной базы в части совершенствования тарифной политики необходимо:
- ежегодно устанавливать величину тарифов страховых взносов, исходя из финансовой обеспеченности текущих пенсионных обязательств в целях сохранения пенсионных прав застрахованных лиц и долгосрочной сбалансированности государственных пенсионных обязательств;
- систематически (ежегодно) осуществлять корректировку (индексацию) границ шкалы регрессии единого социального налога и страховых взносов темпами не ниже прогнозируемых темпов роста средней заработной платы;
- ввести единую ставку тарифа страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, для всех категорий страхователей.