Заключение
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I, он был создан для государственного управления финансами пенсионной системы.
Фонд один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых Пенсионным фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году превысил один триллион рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,3 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета Фонда зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 42 миллионам застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть и 6 миллионам работающих пенсионеров для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации не имеет прецедентов в истории России.
При этом Пенсионный фонд РФ – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
В настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Эти формы отличаются друг от друга по кругу обеспечиваемых субъектов, источникам финансирования, видам и размерам пенсий, органам управления.
Несмотря на все вышеизложенное, деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации на сегодняшний день нельзя назвать эффективной. Существует ряд проблем, требующих немедленного решения, среди них наиболее актуальными являются следующие.
1. До настоящего времени не принят федеральный закон, предусмотренный статьей 143 Бюджетного кодекса, который определил бы статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития. Как следствие, в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан). Например, в 2007 году в составе доходов бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан расходы на выплату ЕДВ планируются на уровне 11,48%. Также не принят федеральный закон об управлении средствами государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.
2. Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной доходной базы. Проанализируем доходы Пенсионного фонда за 2005-2007 годы.
Страховые взносы в 2005 году в структуре доходов Пенсионного фонда РФ составляли 54,4% от общей суммы доходов, в 2006 году - 46%, в 2007 году -46,8%. При этом, на выплату страховой части трудовой пенсии в общей сумме доходов в 2005 году они составили 47,5%, в 2006 году- 40%, в 2007 году 41%. Снижение доли страховых взносов в Пенсионный фонд в 2005- 2007 годах произошло по причине увеличения поступлений средств из Федерального бюджета. Так в 2005 году эти средства составили 191548 млн.руб. или 16% от общего объема доходов, в 2006 – 347294 млн.руб. или 22%, а в 2007 году –384795млн.руб. или 21 %. Аналогичная структура доходов и в бюджете Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.