Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов
С начала 80-х годов прошлого века страны с развитой рыночной экономикой приступили к полномасштабной пенсионной реформе.
Главная причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все страны, и, в первую очередь, развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население таких, например, стран, как Китай. По данным демографических прогнозов старение населения в развитых странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий [38,с.36].
По мере старения населения и изменений в масштабах и формах занятости (сокращение общей численности занятых, распространение неформальной и частичной занятости, работа на дому) в солидарных пенсионных системах растет доля государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП, увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.
Так, с 1960 по 1985 годы расходы на государственные пенсии в государствах - членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) росли в два раза быстрее, чем валовой внутренний продукт (ВВП). Со второй половины 80-х годах благодаря предпринимаемым усилиям по ограничению социальных расходов темпы их роста снизились. В настоящее время страны ОЭСР тратят на пенсии в среднем 9% ВВП и данные заметно различаются по странам. Например, в Австрии расходы на государственные пенсии в составляют около 15%, Италии - 14%, Франции - 13%, США - 6,5%, Японии -5% и Канаде - 4,5% ВВП.
Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными фондами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается. По многим пенсионным фондам характерен дефицит по текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250% ВВП той или иной страны.
Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности, сложившихся в пенсионных фондах. Финансовый стресс, который испытывают эти фонды, таят в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты - пенсионеры составляют значительную часть электората, доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых отношений возрастает. Поэтому, начиная с 80-х годов, реформы в пенсионных системах мира стали объективной необходимостью [20,с.65].
В настоящее время существующая государственная (накопительная) пенсионная программа в пенсионных фондах России формируется на солидарной основе, как и программы государственных пенсий во многих других странах мира. Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако без тесной увязки величины заработной платы и пенсий, то есть система в пенсионных фондах предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом взносов. Уровень взносов в государственные пенсионные фонды колеблется от 5% в Канаде до 27% в США. В некоторых других странах (США, Япония, Германия и Канада) эти взносы платят поровну работники и предприниматели, в других (Франция, Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть бремени. В большинстве государственных пенсионных системах стран мира (кроме Италии) ограничивается заработок, с которого делают взносы [17,с.77].
Третьим элементом пенсионных фондов разных стран являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы в негосударственные пенсионные фонды, работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям.