Проверка полноты документов и достоверности налоговой отчётности.
На стадии принятия налоговой отчетности все представленные в ее составе документы[1] подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:
полнота представления налоговой отчетности
. На данной стадии работник налогового органа устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков. При этом лицо, принимающее налоговую отчетность, не вправе отказать в ее принятии по причине отсутствия в составе этой отчетности какого-либо предусмотренного действующими законодательными и иными нормативными актами документа. Здесь может возникнуть следующие трудности: налогоплательщики приносят налоговую отчётность не вовремя, не в полном составе, бывает приносят лишнюю, ненужную документацию. А бывает, что «по знакомству» передают лишь часть документов, а остальные обещают донести позже. Всё это, конечно, вызывает путаницу и неразбериху, недовольство руководителей налоговых органов, нервозность подчинённых и, как следствие, снижение эффективности работы;
наличие полного наименования (Ф.И.О.)
налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика, периода, за который составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации - налогоплательщика), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия оснований для заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланка налоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должна быть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф), заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика). Проблема, в общем- то одна: НЕналичие какого-то из вышеперечисленных требований или НЕправильное заполнение налоговой отчетности. Одна из причин этого, по словам министра РФ по налогам и сборам Геннадия Букаева, кроется в несовершенном и часто меняющемся налоговом законодательстве, ведь с 1999 года в России «действовало порядка тридцати наспех принятых разномастных законов», и только сейчас МНС пытается упорядочить их. Это, несомненно, уменьшает квалифицированность налогоплательщиков;
четкое заполнение реквизитов форм отчетности:
отсутствие символов, неподдающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т.п. Здесь может получиться следующее: налогоплательщики сдают отчётность, как правило, в последний момент: торопятся, ошибаются, исправляют, что-то забывают. Как следствие, лишняя нагрузка и на них самих и на проверяющих. Ведь гораздо быстрее работается с понятным и простым написанием, нежели с «врачебным» почерком. Кроме того, некоторые нынешние налогоплательщики и русским языком-то владеют «на уровне».
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых декларации.
• Обязанность налогоплательщика по представлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии, как минимум, одного из нижеприведенных оснований, не позволяющих идентифицировать представленный документ, как документ отчетности: